Что умела делать стальная блоха лескова

Что умела делать стальная блоха лескова - картинка 1

Тест на эрудицию: Покажите широту своего кругозора, ответив без ошибок 15/15

Что такое джекфрут? Кто такой Эрнест Резерфорд? И кто написал: « Я знаю, отчего птица поёт в клетке » ? Ответы на эти и другие вопросы вы найдёте, пройдя тест. Не допускайте ошибки. Удачи.

Какой орган в СССР осуществлял руководство в сфере спорта?

При Совете Министров СССР был создан Комитет по физической культуре и спорту (Спорткомитет СССР) — центральный орган государственного управления, осуществлявший руководство в сфере физической культуры и спорта в СССР в 1968–1991 годах.

Что такое джекфрут?

Джекфрутили индийское хлебное дерево- древесное растение. В отличие от хлебного дерева с его массивными ветвями, ветви у джекфрута довольно тонкие и ломкие, и плоды образуются там, где ствол достаточно крепок. Цветы опыляются ветром и насекомыми.

Кто написал: «Я знаю, отчего птица поёт в клетке»?

Майя Энджелоу- американская писательница и поэтесса. Её перу принадлежит семь автобиографий, пять книг очерков, несколько сборников стихов. Книга «Я знаю, отчего птица поёт в клетке» принесла ей всемирную известность.

Кто из философов смог прожить 83 года, выпивая ежедневно по 50 чашек кофе?

Вольтер — один из величайших французских философов-просветителей 18 века, поэт, прозаик, сатирик, трагик, историк и публицист. Он употреблял 50 чашек кофе каждый день. Такая нагрузка на мозг может привести или к сумасшествию или к гениальности. Для француза правильным оказалось второе, изданный им «Философский словарь» сделал его всемирно известным. Сам величайший философ считал, что именно кофе помогает его разуму, вдохновляет его и стимулирует.

Что умела делать стальная блоха? Лесков «Левша»

Ваш ответ

Николай Лесков

Год издания:1981
Издательство:Калининградское книжное издательство
Цикл:Праведники, книга №7
Язык:Русский

Сказ о тульском умельце левше — гениальное произведение русского писателя Николая Семеновича Лескова.
Книга вышла к 150-летию со дня рождения писателя.

решение вопроса

  • Все категории
  • экономические 42,694
  • гуманитарные 33,415
  • юридические 17,860
  • школьный раздел 592,144
  • разное 16,674

Популярное на сайте:

Как быстро выучить стихотворение наизусть? Запоминание стихов является стандартным заданием во многих школах.

Как научится читать по диагонали? Скорость чтения зависит от скорости восприятия каждого отдельного слова в тексте.

Как быстро и эффективно исправить почерк? Люди часто предполагают, что каллиграфия и почерк являются синонимами, но это не так.

Как научится говорить грамотно и правильно? Общение на хорошем, уверенном и естественном русском языке является достижимой целью.

Тест с ответами: «Левша» Н.С.Лесков

Что умела делать стальная блоха лескова - картинка 2

Что умела делать стальная блоха лескова - картинка 2

Что умела делать стальная блоха лескова - картинка 2

Что умела делать стальная блоха лескова - картинка 5Правильные ответы к тесту выделены.

1. Рассказ Лескова «Левша» был написан в:
а) 1872 г.
б) 1881 г. +
в) 1878 г.

2. Полное название рассказа «Левша»:
а) Умелый тульский мастер левша
б) Сказ о тульском косом левше и о стальной блохе +
в) Сказ о тульском левше

3. От чьего лица идет повествование практически во всех главах рассказа:
а) от лица цехового мастера +
б) от лица донского атамана Платова
в) от лица Левши

4. Кто из героев считал, что русские мастера ничуть не хуже иностранных:
а) Министр Чернышев
б) Атаман Платов +
в) Царь Александр Павлович

5. Что император купил за миллион у англичан:
а) механического кузнечика
б) заводного жука
в) механическую блоху +

6. Кто поручил Платову поехать к русским мастерам за тем, чтобы они превзошли английских мастеров:
а) Министр Чернышев
б) Царь Николай Павлович +
в) Царь Александр Павлович

7. О ком из героев идет речь в цитате: «На щеке пятно родимое, а на висках волосья при ученье выдраны»:
а) о Чернышеве
б) о Платове
в) о Левше +

8. Куда отправились тульские мастера, чтобы просить совета у иконы Николая Чудотворца:
а) в Орловскую губернию +
б) в Самарскую губернию
в) в Воронежскую губернию

9. Что сделал Левша, чем заслужил уважение у англичан:
а) сделал по телу механической блохи гравировку
б) усовершенствовал механизм заводной блохи
в) подковал механическую блоху +

10. Мастером какого профиля был Левша:
а) замочником
б) оружейником +
в) гравировщиком

11. Что Левше подарили на прощание англичане:
а) золотые часы +
б) механического кузнечика
в) серебряную табакерку

12. Какие слова Левша пытался донести до государя перед смертью:
а) поделиться своими впечатлениями о поездке
б) что у англичан не чистят ружья кирпичом +
в) рассказать секреты оружейного дела англичан

13. Имя и фамилия донского казака, с которым император Александр Павлович ездил по Европе:
а) Матвей Платов +
б) Еремей Плугов
в) Александр Плоткин

14. Что такое кунсткамера, куда пригласили англичане императора:
а) завод
б) тюрьма
в) музей, собрание редких вещей +

15. На каком предмете была сделана надпись «Иван Москвин во граде Туле»:
а) на пистоле +
б) на мече
в) на шпаге

16. Какого сахара не оказалось у англичан:
а) мирно
б) молво +
в) сладко

17. Из какого материала выковали англичане блоху:
а) из меди
б) из золота
в) из стали +

18. Что умела делать блоха:
а) петь и шагать
б) танцевать и прыгать +
в) прыгать и петь

19. Из чего был сделан футляр:
а) из натуральной кожи
б) из золотой пластинки
в) из цельного бриллиантового ореха +

20. Сколько заплатил император за блоху:
а) миллион мелкими ассигнациями
б) миллион серебряными пятачками +
в) нисколько, блоху ему подарили

21. От военных дел у государя сделалась меланхолия, что он решил:
а) исповедаться у попа Федота +
б) поехать в другую страну
в) получше рассмотреть блоху

22. Зачем новый император Николай Павлович отправил Платова с блохой в Тулу:
а) чтобы тульские мастера научились делать такую же блоху
б) чтобы тульские мастера придумали что-нибудь еще более удивительное +
в) чтобы Платов подарил тульским мастерам эту блоху

23. Куда отправились мастера:
а) в Орел за инструментами
б) в Киев за советом
в) в Мценск отслужить молебен +

24. Как долго работали мастера:
а) 2 года
б) 2 недели +
в) 2 месяца

25. Что придумали мастера:
а) сшили блохе платье
б) сделали еще одну блоху
в) подковали блоху +

26. Куда повезли левшу:
а) в Париж
б) в Лондон +
в) в Киев

27. Чему более всего удивился левша в Англии:
а) в каком виде состоят старые ружья +
б) как делают новые ружья
в) угощению и гостеприимству

28. Чего не было среди подарков, данных Левше на прощанье:
а) золотые часы
б) байковое пальто
в) хромовые сапожки +

29. По какому морю они плыли, возвращаясь в Россию:
а) по Азовскому
б) по Средиземному +
в) по Черному

30. О ком было сказано: «У него хоть шуба овечкина, да душа человечкина»:
а) о Левше +
б) о казаке Платове
в) о графе Чернышеве

Ответы к тесту по литературе Н.С.Лесков «Левша» 12

На этой странице вы рассмотрите Ответы к тесту по литературе Н.С.Лесков «Левша» 12 из предмета Литература, в предложенной теме также освящены и другие вопросы по Литература. Если у вас появились новые вопросы, спрашивайте в комментариях.

1. Что хотел посетить в Англии Александр Павлович?

б) картинную галерею;

2. Что испытывал Александра Павлович при виде заграничных чудес?

а) чувство зависти;

в) обиду за русских мастеров, не умеющих делать подобные вещи.

3. Что умела стальная блоха?

б) шевелить усиками;

4. Какую сумму заплатил русский царь за стальную блоху?

а) одну тысячу рублей;

б) один миллион рублей;

в) десять тысяч рублей.

5. Кому поручил Николай Павлович превзойти англичан?

а) первому министру;

б) донскому атаману Платову;

в) военному министру.

6. Чем можно объяснить гнев Платова на оружейников?

а) ничего не придумали нового;

б) сломали блоху;

в) потеряли блоху.

7. Почему левша держал в секрете выполненную работу?

а) не смог ничего придумать;

б) не хотел раньше времени раскрыть секрет;

в) боялся царского гнева.

8. С какой целью царь Николай Павлович послал левшу в Англию?

а) продолжить учебу и образование;

б) научиться мастерству у англичан;

в) доказать англичанам, что русские мастера могут превзой​ти других своих умением.

9. При каком условии левша согласился погостить у англичан?

а) если ему дадут право на жительство в Англии;

б) если найдут невесту;

в) если разрешат посетить оружейные заводы.

10. Какой секрет хотел передать левша царю по приезде в Россию?

а) не закупать оружие у англичан;

б) не чистить дула ружей кирпичом;

в) не доверять англичанам секрет изготовления российского
оружия.

11. Какой «прием» оказали больному левше на родине?

а) поместили в хорошую больницу;

б) бросили умирать в больнице для бедных;

в) срочно оказали медицинскую помощь.

12. Почему погиб талантливый мастер?

а) от бездушии полицейских властей;

б) от тяжелой неизлечимой болезни;

в) от отсутствия близких людей.

ОТВЕТЫ: 1-в, 2-в, 3-в, 4-б, 5-б, 6-б, 7-б, 8-в, 9-в, 10-б, 11-б, 12-а.

Что умела делать стальная блоха лескова

Что умела делать стальная блоха лескова - картинка 8

Что умела делать стальная блоха лескова - картинка 9

Что умела делать стальная блоха? Лесков «Левша» Что умела делать стальная блоха? Лесков «Левша»

Лучший ответ:

Что умела делать стальная блоха лескова - картинка 10

Что умела делать стальная блоха лескова - картинка 11

Что умела делать стальная блоха лескова - картинка 12

  • Что умела делать стальная блоха лескова - картинка 13

    Другие вопросы:

    Рассмотрите поперечный срез ветки сирени. Используя лупу, найдите кожицу, пробку, луб, слой древесины и сердцевину Рассмотрите поперечный срез ветки сирени. Используя лупу, найдите кожицу, пробку, луб, слой древесины и сердцевину

    Лабораторная работа Внутреннее строение побега Цель работы: познакомиться на натуральных объектах со строением побега Лабораторная работа
    Внутреннее строение побега
    Цель работы: познакомиться на натуральных объектах со строением побега изучить особенности его частей

    Лабораторная работа Морфология листа Цель: научиться определять морфологические особенности листьев растений Лабораторная работа
    Морфология листа
    Цель: научиться определять морфологические особенности листьев растений

    Разрежьте почку вдоль, рассмотрите ее внутреннее строение, определите ее вид, сделайте рисунок Разрежьте почку вдоль, рассмотрите ее внутреннее строение, определите ее вид, сделайте рисунок

    Выберите почку растения, рассмотрите ее и опишите ее внешний вид Выберите почку растения, рассмотрите ее и опишите ее внешний вид

    Что умела делать стальная блоха в произведении Н.С. Лескова «Левша»?

    Ответ оставил Гость

    Я считаю, что Стальная блоха в произведении Николая Семёновича Лескова «Левша» умела танцевать.

    Поделись вопросом в социальных сетях!

    Если Вы не получили ответ на свой вопрос, то предлагаем воспользоваться поиском, чтобы найти похожие вопросы и ответы по предмету -> Литература. А если Вы знаете правильный ответ сами, то будем признательны если Вы ответите, воспользовавшись формой ниже.

    Что умела делать стальная блоха лескова

    Что умела делать стальная блоха лескова - картинка 14

    Что умела делать стальная блоха лескова - картинка 15

    Что умела делать стальная блоха лескова - картинка 16

    Что умела делать стальная блоха лескова - картинка 17

    Что умела делать стальная блоха лескова - картинка 18

    Что умела делать стальная блоха лескова - картинка 19

    Что умела делать стальная блоха лескова - картинка 20

    Что умела делать стальная блоха лескова - картинка 21

    • ЖАНРЫ 360
    • АВТОРЫ 260 196
    • КНИГИ 599 069
    • СЕРИИ 22 461
    • ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 563 079

    Когда император Александр Павлович окончил венский совет, то он захотел по Европе проездиться и в разных государствах чудес посмотреть. Объездил он все страны и везде через свою ласковость всегда имел самые междоусобные разговоры со всякими людьми, и все его чем-нибудь удивляли и на свою сторону преклонять хотели, но при нем был донской казак Платов, который этого склонения не любил и, скучая по своему хозяйству, все государя домой манил. И чуть если Платов заметит, что государь чем-нибудь иностранным очень интересуется, то все провожатые молчат, а Платов сейчас скажет: «так и так, и у нас дома своё не хуже есть,» — и чем-нибудь отведёт.

    Англичане это знали и к приезду государеву выдумали разные хитрости, чтобы его чужестранностью пленить и от русских отвлечь, и во многих случаях они этого достигали, особенно в больших собраниях, где Платов не мог по-французски вполне говорить; но он этим мало и интересовался, потому что был человек женатый и все французские разговоры считал за пустяки, которые не стоят воображения. А когда англичане стали звать государя во всякие свои цейгаузы, оружейные и мыльно-пильные заводы, чтобы показать своё над нами во всех вещах преимущество и тем славиться, — Платов сказал себе:

    — Ну уж тут шабаш. До этих пор ещё я терпел, а дальше нельзя. Сумею я или не сумею говорить, а своих людей не выдам.

    И только он сказал себе такое слово, как государь ему говорит:

    — Так и так, завтра мы с тобою едем их оружейную кунсткамеру смотреть. Там, — говорит, — такие природы совершенства, что как посмотришь, то уже больше не будешь спорить, что мы, русские, со своим значением никуда не годимся.

    Платов ничего государю не ответил, только свой грабоватый нос в лохматую бурку спустил, а пришёл в свою квартиру, велел денщику подать из погребца фляжку кавказской водки-кислярки[1], дерябнул хороший стакан, на дорожний складень богу помолился, буркой укрылся и захрапел так, что во всем доме англичанам никому спать нельзя было.

    Думал: утро ночи мудрёнее.

    На другой день поехали государь с Платовым в кунсткамеры. Больше государь никого из русских с собою не взял, потому что карету им подали двухсестную.

    Приезжают в пребольшое здание — подъезд неописанный, коридоры до бесконечности, а комнаты одна в одну, и, наконец, в самом главном зале разные огромадные бюстры, и посредине под Балдахином стоит Аболон полведерский.

    Государь оглядывается на Платова: очень ли он удивлён и на что смотрит; а тот идёт глаза опустивши, как будто ничего не видит, — только из усов кольца вьёт.

    Англичане сразу стали показывать разные удивления и пояснять, что к чему у них приноровлено для военных обстоятельств: буреметры морские, мерблюзьи мантоны пеших полков, а для конницы смолевые непромокабли. Государь на все это радуется, все кажется ему очень хорошо, а Платов держит свою ажитацию, что для него все ничего не значит.

    — Как это возможно — отчего в тебе такое бесчувствие? Неужто тебе здесь ничто не удивительно?

    А Платов отвечает:

    — Мне здесь то одно удивительно, что мои донцы-молодцы без всего этого воевали и дванадесять язык прогнали.

    — Не знаю, к чему отнести, но спорить не смею и должен молчать.

    А англичане, видя между государя такую перемолвку, сейчас подвели его к самому Аболону полведерскому и берут у того из одной руки Мортимерово ружьё, а из другой пистолю.

    — Вот, — говорят, — какая у нас производительность, — и подают ружьё.

    Государь на Мортимерово ружьё посмотрел спокойно, потому что у него такие в Царском Селе есть, а они потом дают ему пистолю и говорят:

    — Это пистоля неизвестного, неподражаемого мастерства — её наш адмирал у разбойничьего атамана в Канделабрии из-за пояса выдернул.

    Государь взглянул на пистолю и наглядеться не может.

    — Ах, ах, ах, — говорит, — как это так… как это даже можно так тонко сделать! — И к Платову по-русски оборачивается и говорит: — Вот если бы у меня был хотя один такой мастер в России, так я бы этим весьма счастливый был и гордился, а того мастера сейчас же благородным бы сделал.

    А Платов на эти слова в ту же минуту опустил правую руку в свои большие шаровары и тащит оттуда ружейную отвёртку. Англичане говорят: «Это не отворяется», а он, внимания не обращая, ну замок ковырять. Повернул раз, повернул два — замок и вынулся. Платов показывает государю собачку, а там на самом сугибе сделана русская надпись: «Иван Москвин во граде Туле».

    Англичане удивляются и друг дружку поталкивают:

    — Ох-де, мы маху дали!

    А государь Платову грустно говорит:

    — Зачем ты их очень сконфузил, мне их теперь очень жалко. Поедем.

    Сели опять в ту же двухсестную карету и поехали, и государь в этот день на бале был, а Платов ещё 6ольший стакан кислярки выдушил и спал крепким казачьим сном.

    Было ему и радостно, что он англичан оконфузил, а тульского мастера на точку вида поставил, но было и досадно: зачем государь под такой случай англичан сожалел!

    «Через что это государь огорчился? — думал Платов, — совсем того не понимаю», — и в таком рассуждении он два раза вставал, крестился и водку пил, пока насильно на себя крепкий сон навёл.

    А англичане же в это самое время тоже не спали, потому что и им завертело. Пока государь на бале веселился, они ему такое новое удивление подстроили, что у Платова всю фантазию отняли.

    На другой день, как Платов к государю с добрым утром явился, тот ему и говорит:

    — Пусть сейчас заложат двухсестную карету, и поедем в новые кунсткамеры смотреть.

    Платов даже осмелился доложить, что не довольно ли, мол, чужеземные продукты смотреть и не лучше ли к себе в Россию собираться, но государь говорит:

    — Нет, я ещё желаю другие новости видеть: мне хвалили, как у них первый сорт сахар делают.

    Англичане всё государю показывают: какие у них разные первые сорта, а Платов смотрел, смотрел да вдруг говорит:

    — А покажите-ка нам ваших заводов сахар молво?

    А англичане и не знают, что это такое молво. Перешёптываются, перемигиваются, твердят друг дружке: «Молво, молво», а понять не могут, что это у нас такой сахар делается, и должны сознаться, что у них все сахара есть, а «молва» нет.

    — Ну, так и нечем хвастаться. Приезжайте к нам, мы вас напоим чаем с настоящим молво Бобринского завода.

    А государь его за рукав дёрнул и тихо сказал:

    — Пожалуйста, не порть мне политики.

    Тогда англичане позвали государя в самую последнюю кунсткамеру, где у них со всего света собраны минеральные камни и нимфозории, начиная с самой огромнейшей египетской керамиды до закожной блохи, которую глазам видеть невозможно, а угрызение её между кожей и телом.

    Осмотрели керамиды и всякие чучелы и выходят вон, а Платов думает себе:

    «Вот, слава богу, все благополучно: государь ничему не удивляется».

    Но только пришли в самую последнюю, комнату, а тут стоят их рабочие в тужурных жилетках и в фартуках и держат поднос, на котором ничего нет.

    Государь вдруг и удивился, что ему подают пустой поднос.

    — Что это такое значит? — спрашивает; а аглицкие мастера отвечают:

    — Это вашему величеству наше покорное поднесение.

    — А вот, — говорят, — изволите видеть сориночку?

    Государь посмотрел и видит: точно, лежит на серебряном подносе самая крошечная соринка.

    — Извольте пальчик послюнить и её на ладошку взять.

    Контрольный тест по сказу Н.С. Лескова «Левша»

    Что умела делать стальная блоха лескова - картинка 23

    Описание разработки

    1. Что хотел посетить в Англии Александр Павлович?

    Б) картинную галерею;

    2. Что такое кунсткамера, куда пригласили англичане императора?

    Г) музей, собрание редких вещей.

    3. Что испытывал Александр Павлович при виде заграничных чудес?

    А) чувство зависти;

    В) обиду за русских мастеров, не умеющих делать подобные вещи.

    4. Из чего выковали англичане блоху?

    Что умела делать стальная блоха лескова - картинка 24

    5. Что умела делать блоха?

    А) танцевать и прыгать;

    Б) петь и шагать;

    В) шагать и усами водить;

    Г) прыгать и петь.

    6. Какой футляр был сделан для блохи?

    А) золотая шкатулка;

    Б) футляр из рыбьей кости;

    В) перламутровая коробочка;

    Г) бриллиантовый орех.

    7. Зачем новый император Николай Павлович отправил Платова с блохой в Тулу?

    А) чтобы тульские мастера придумали что-нибудь ещё более удивительное;

    Б) чтобы тульские мастера научились делать такую же блоху;

    В) чтобы тульские мастера исследовали блоху;

    Г) чтобы Платов подарил тульским мастерам эту блоху.

    8. Что придумали мастера?

    А) сшили блохе платье;

    Б) подковали блоху;

    В) сделали блохе домик;

    4) сделали ещё одну блоху.

    Весь материал — в документе.

    Содержимое разработки

    Контрольный тест по сказу Н. С. Лескова «Левша».

    1. Что хотел посетить в Англии Александр Павлович?

    Б) картинную галерею

    2. Что такое кунсткамера, куда пригласили англичане императора?

    Г) музей, собрание редких вещей

    3. Что испытывал Александр Павлович при виде заграничных чудес?

    А) чувство зависти

    В) обиду за русских мастеров, не умеющих делать подобные вещи

    4. Из чего выковали англичане блоху?

    5. Что умела делать блоха?

    А) танцевать и прыгать

    Б) петь и шагать

    В) шагать и усами водить

    Г) прыгать и петь

    6. Какой футляр был сделан для блохи?

    А) золотая шкатулка

    Б) футляр из рыбьей кости

    В) перламутровая коробочка

    Г) бриллиантовый орех

    7. Зачем новый император Николай Павлович отправил Платова с блохой в Тулу?

    А) чтобы тульские мастера придумали что-нибудь ещё более удивительное

    Б) чтобы тульские мастера научились делать такую же блоху

    В) чтобы тульские мастера исследовали блоху

    Г) чтобы Платов подарил тульским мастерам эту блоху

    8. Что придумали мастера?

    А) сшили блохе платье

    Б) подковали блоху

    В) сделали блохе домик

    4) сделали ещё одну блоху

    9. Почему Левша на подковке своё имя не выставил?

    А) он гвоздики выковывал

    Б) ему подковки не хватило

    В) он не очень умелый мастер

    Г) потому что он левша

    10. С какой целью Платов привёз Левшу к государю?

    А) наградить Левшу

    Б) похвалиться хорошим мастером

    В) отвечать перед государем за то, что ничего не сделано с блохой

    Г) наказать за то, что оружейники сломали блоху

    11. С какой целью царь Николай Павлович послал левшу в Англию?

    А) продолжить учёбу и образование

    Б) научиться мастерству у англичан

    В) доказать англичанам, что русские мастера могут превзойти других своим умением

    12. Чему более всего удивился Левша в Англии?

    А) содержанию рабочего

    Б) как делают новые ружья

    В) как, в каком виде состоят старые ружья

    Г) угощению и гостеприимству

    13. При каком условии Левша согласился погостить у англичан?

    А) если ему разрешат жить в Англии

    Б) если найдут невесту

    В) если разрешат посетить оружейные заводы

    14. Что успел сказать Левша перед смертью?

    А) готовиться к войне

    Б) найти английскую блоху

    В) похоронить его на родине

    Г) ружьё кирпичом не чистить

    15. Какой «приём» оказали больному Левше на родине?

    А) поместили в хорошую больницу

    Б) бросили умирать в больнице для бедных

    В) срочно оказали медицинскую помощь

    16. Почему погиб талантливый мастер?

    А) от бездушия полицейских властей

    Б) от тяжёлой неизлечимой болезни

    В) от отсутствия близких людей

    17. Узнайте героя по портрету: «. косой . на щеке пятно родимое, а на висках волосья при ученье выдраны»

    А) англичанин В) Левша

    Б) полшкипер Г) Платов

    18. При помощи образа Левши повествователь показал

    А) обобщённый русский национальный характер

    Б) человека из народа с заурядной судьбой

    В) тульского оружейника с трагической судьбой

    Г) русского человека, терпеливо выносящего все тяготы судьбы

    « Левша: Сказ о тульском косом левше и стальной блохе » — цитаты из книги

    Лучшая рецензия на книгу

    Сюжет общеизвестный и у всех на слуху. Главная тема — наши мастеровые не хуже, НЕТ, значительно искуснее аглицких. Это умиляет и вызывает заслуженную гордость за наш Великий народ.
    НО !
    Сегодня, перечитывая книгу спустя много лет, обнаружил трагическую составляющую в этом рассказе — какой печальный конец постиг главного героя, ставшего забытым, ненужным, никчемным как пустое место, как человек цена которому 0 копеек. А этот Человек до последнего вздоха оставался Патриотом России и умер со словами — Скажите государю, что у англичан ружья кирпичом не чистят. Пусть чтобы и у нас не чистили, а то, храни бог войны, они стрелять не годятся.
    А перечитывать рассказ я стал ради невероятно красивого лесковского языка.
    Это фантастика!
    Это чудо вызывающее восторг.
    Одних только остроумнейших… Развернуть

    Мягкая обложка, 47 стр.
    Тираж: 300000 экз.
    Формат: 84×108/32 (130х200 мм)

    Январь 1881 года. Иван Аксаков, «самый знаменитый славянофил», «единственный славянофил-деятель», только что открывший в Москве газету «Русь», просит у Лескова что-нибудь беллетристическое. Понимает риск (у Лескова — опасная репутация). Но просит. Две реплики из их переписки в сущности начинают наш сюжет. Аксаков-Лескову,4 января 1881 года, из Москвы в Петербург: «:Я не очень жалую глумления. Выругать серьезно, разгромить подлость и мерзость — это не имеет того растлевающего душу действия, как хихиканье: Надо бить дубьем, а не угощать щелчком: Поняли?» Лесков-Аксакову, 7 января 1881 года, из Петербурга в Москву: «»Понял»: Но я не совсем с Вами согласен насчет «хихиканья»: Хихикал Гоголь: и тожде совершал несчастный Чернышевский: Почему так гадка и вредна в Ваших глазах тихая, но язвительная шутка, в которой «хихиканье» не является бесшабашным, а бережет идеал. Вы говорите: «их надо дубьем»: А они дубья-то Вашего и не боятся, а от моих шпилек морщатся».

    Затем Леско садится и пишет объяснение. Известное «Литературное объяснение», которое впоследствии со страниц «Нового времени» шагнет в Собрание сочинений и пойдет гулять по работам литературоведов. Лесков объявляет публике, что никакой «старой легенды» о стальной блохе нет в природе, а легенду эту он, Николай Лесков, сочинил «в мае месяце прошлого года». Что же до отзывов «Нового времени», которое нашло, будто народ в рассказе несколько принижен, и «Голоса», которому показалось, что народ в рассказе, напротив, очень польщен, то он, Николай Лесков, не имел подобных намерений и не ставил своею целью ни «принизить русский народ», ни «польстить ему». Объяснение выдержано в живом тоне, полном чисто лесковского лукавства, или, как сказал бы И. Аксаков, «хихиканья».

    Однако на этом критический бой вокруг «Левши» не заканчивается: более того, самые тяжкие удары еще впереди. Тяжелая артиллерия не заставляет себя ждать: летом того же 1882 года по поводу «Левши» выступают три самых влиятельных столичных журнала: «Дело», «Вестник Европы» и «Отечественные записки». Все три журнала дают о «Левше» анонимные отзывы. Если для газет того времени эта форма обыкновенна, то в журнале она говорит о том, что явлению не придается значения. Отзывы краткие и идут «третьим разрядом» в общих библиографических подборках, чуть не на задней обложке. Наконец, все три отзыва — отрицательны.

    Наконец,- журнальные материалы о всякого рода диковинных умельцах, вроде фельетона В. Бурнашева об Илье Юницыне, делавшем железные замки «не больше почти блохи». Исследователи спорят о том, разыскал или не разыскал Лесков этот фельетон в подшивке «Северной пчелы» за 1834 год — Лесков работал в этой же газете тридцать лет спустя. Так или иначе, с изысканиями Бурнашева (где наши, действительно, беспрестанно затыкают за пояс иностранцев) Лесков был знаком; по поводу одного из них — «О целебных свойствах лоснящейся сажи» — Лесков писал с издевкой: «На Западе такого добра уже нет, и Запад придет к нам: за нашею сажею, и от нас будет зависеть, дать им нашей копоти или не давать; а цену, понятно, можем спросить какую захотим. Конкурентов нам не будет». К «Левше» это рассуждение прямого отношения, может быть, и не имеет, но оно проясняет вопрос о том, склонен или не склонен был автор «Левши» закидывать Запад шапками, или, как писали «Отечественные записки»,- «парить высоко-высоко над Европой: припевая: ай, люли — се тре жули». Нет, не склонен.

    В ходе начатых с 1905 года поисков обрисовалось, однако, интересное положение. Ищут источники, рассуждают о прототипах, оценивают фактическую основу деталей. А исходят при этом из молчаливой уверенности, что рассказ, само собой, давно всем известен, что он прочно вошел в неоспоримый культурный фонд. Вот это действительно открытие. Приговор радикальной критики, предрекшей «Левше» судьбу третьеразрядного анекдота, не столько опровергнут, сколько забыт. Россия голосует за «Левшу». Рассказ «сам собой» начинает прорастать в читательское сознание, он как бы незаметно входит в воздух русской культуры. И это — главное, хоть и непроизвольное, открытие полковника С. А. Зыбина.

    Не будем преувеличивать широту этого первого признания. Пять изданий «Левши», вышедшие за первые двадцать лет его существования,[ Не считая газеты «Русь», это книжки 1882 и 1894 годов плюс все три Собрания сочинений Лескова. Тиражи тогда не объявлялись, но «рекордная» подписка, собранная первым лесковским томом суворинского издания в 1889 году — 2 тысячи,- позволяет предположить, что все пять первых изданий «Левши» вряд ли скопили намного больше десяти тысяч экземпляров этой вещи.] отнюдь не вывели рассказ за узкие пределы «читающей публики». В народ он еще не пошел. Характерно, что Лев Толстой, хорошо знавший Лескова, восторгавшийся «Скоморохом Памфалоном», вставивший «Под Рождество обидели» в «Круг чтения» и отобравший для «Посредника» «Фигуру» и «Христа в гостях у мужика», — «Левшу» не взял никуда. Толстого смущали «мудреные словечки» вроде «безабелье»: в народе так не говорят: Толстой был прав: в ту пору это было еще не народное чтение. «Левше» еще предстояло выйти на широкий читательский простор. В новом веке.

    В сюжете произведения смешаны выдуманные и реальные исторические события.

    События повести начинаются приблизительно в 1815 году. Император Александр I во время поездки по Европе посетил Англию, где в числе прочих диковинок ему продемонстрировали крошечную стальную блоху, которая могла танцевать. Император приобрёл блоху и привёз её домой в Петербург.

    Спустя несколько лет, после смерти Александра I и восшествия на престол императора Николая I, блоху нашли среди вещей покойного государя и не могли понять, в чём смысл «нимфозории». Донской казак Платов, который сопровождал Александра I в поездке по Европе, появился во дворце и объяснил, что это образец искусства английских механиков, но тут же заметил, что русские мастера своё дело знают не хуже.

    Государь Николай Павлович, который был уверен в превосходстве русских, поручил Платову осуществить дипломатическую поездку на Дон и заодно посетить проездом заводы в Туле. Среди местных умельцев можно было найти тех, кто мог бы достойно ответить на вызов англичан.

    Будучи в Туле, Платов вызвал троих самых известных местных оружейников во главе с мастеровым по кличке «Левша», показал им блоху и попросил придумать нечто такое, что превзошло бы замысел англичан. Возвращаясь на обратном пути с Дона, Платов снова заглянул в Тулу, где троица всё продолжала работать над заказом. Забрав Левшу с неоконченной, как считал недовольный Платов, работой, он отправился прямиком в Петербург. В столице под большим увеличением микроскопа выяснилось, что туляки превзошли англичан, подковав блоху на все ноги крошечными подковами.

    Государь и весь двор были восхищены, Левша получил награду. Государь распорядился отослать подкованную блоху обратно в Англию, чтобы продемонстрировать умение русских мастеров, и также послать Левшу. В Англии Левше продемонстрировали местные заводы, организацию работы и предложили остаться в Европе, но он отказался.

    На обратном пути в Россию Левша держал с полшкипером пари, по которому они должны были перепить друг друга. По приезду в Петербург, полшкипера привели в чувство в богатой больнице для знати, а Левша, слишком много выпив с полшкипером и не получив медицинской помощи, умер в простонародной Обухвинской больнице, где «неведомого сословия всех умирать принимают». Перед смертью Левша передал доктору Мартын-Сольскому оружейный секрет чистки стволов: «— Скажите государю, что у англичан ружья кирпичом не чистят: пусть чтобы и у нас не чистили, а то, храни Бог войны, они стрелять не годятся». Но Мартын-Сольский не смог передать поручение, и по словам Лескова: «А доведи они левшины слова в своё время до государя, — в Крыму на войне с неприятелем совсем бы другой оборот был».

    1.»Левша» — мультфильм,1964,СССР, режиссер- Иванов-Вано.