WordPress

Изучение ориентации мокриц под действием абиотических факторов

Изучение ориентации мокриц под действием абиотических факторов - картинка 1

Изучение ориентации мокриц под действием абиотических факторов

Изучение ориентации мокриц под действием абиотических факторов - картинка 2Изучение ориентации мокриц под действием абиотических факторов - картинка 3Изучение ориентации мокриц под действием абиотических факторов - картинка 4Изучение ориентации мокриц под действием абиотических факторов - картинка 3Изучение ориентации мокриц под действием абиотических факторов - картинка 6

Опыт 16.1 Изучение ориентации у мокриц с применением простой камеры

Одна пара колготок

Две пластиковые чашки

Петри Липкая лента

Горячая металлическая палочка

Безводный хлористый кальций

1. Вырежьте из старых колготок кружок диаметром 10 см, натяните его на чашку Петри диаметром 8,5 см и закрепите с помощью кольца из липкой ленты.

2. В дне этой чашки с помощью нагретой металлической палочки проплавьте отверстие диаметром 1 см.

3. Дно второй чашки разделите на две половинки с помощью полоски пластилина длиной 8,5 см, шириной 0,5 см и высотой 1,4 см.

4. В одну половину этой чашки поместите пропитанную водой вату, а в другую — гранулы безводного хлористого кальция.

5. Укрепите первую чашку над второй с помощью лейкопластыря, как показано на рис. 16.55.

6. Через отверстие в верхней чашке Петри внесите в полученный прибор десять мокриц и с интервалом в 1 мин записывайте общее число животных и число активных (передвигающихся) животных в каждой половине камеры в таблицу типа табл. 16.17.

7. Через 20 мин постройте график числа мокриц в каждой половине камеры в зависимости от времени.

8. Рассчитайте процент активных мокриц в сухой половине и составьте график его зависимости от времени.

9. Объясните полученные результаты, опираясь на представление о кинезах и таксисах.

Изучение ориентации мокриц под действием абиотических факторов - картинка 7
Рис. 16.55. Прибор для изучения реакции на влажность у мокриц

Изучение ориентации мокриц под действием абиотических факторов - картинка 8
Таблица 16.17. Примерный вид таблицы с результатами

В простых опытах подобного типа можно исследовать реакцию животных на условия среды, соответствующие крайним значениям изучаемой переменной. Проявлением таксиса в таком случае будет предпочтение животными определенной среды. Например, мокрицы в камере, где они могут выбирать высокую или низкую влажность, скапливаются в большем числе во влажной половине, проявляя таким образом положительный гидротаксис. Используя сочетание разных переменных, можно усложнить эксперимент, чтобы выяснить, какая из них сильнее влияет на конечную реакцию.

Регистрируя активность мокриц в каждой половине камеры, скажем, с 30-секундными интервалами, мы могли изучать кинез. Результаты такого исследования показывают, что сразу после помещения в камеру на границу двух участков с разными условиями одни мокрицы беспорядочно ползают, а другие остаются неподвижными. Однако вскоре все мокрицы начинают двигаться, причем скорость их движения всегда больше на сухой половине. Эту повышенную подвижность на сухой половине, носящую, видимо, беспорядочный характер, можно понять как попытку найти оптимальные условия, и когда мокрицы находят эти условия, их подвижность уменьшается. Такие реакции служат примером ортокинеза. Во влажной половине камеры мокрицы движутся медленнее и в результате, как правило, скапливаются именно здесь. Предпочтение влажной камеры указывает на положительный таксис по отношению к влажности.

Не все подобные реакции жестко детерминированы, некоторые из них могут варьировать в зависимости от других факторов, например от степени голода, жажды, освещенности, темноты, тепла, холода или влажности.

http://biologylib.ru/books/item/f00/s00/z0000018/st279.shtml

Абиотические факторы среды и их влияние на живые организмы, биология, 9-й класс

Разделы: Биология

Класс: 9

Цель: раскрыть особенности абиотических факторов среды и рассмотреть их влияние на живые организмы.

Задачи: познакомить учащихся с экологическими факторами среды; раскрыть особенности абиотических факторов, рассмотреть влияние температуры, света и увлажнения на живые организмы; выделить различные группы живых организмов в зависимости от влияния на них разных абиотического фактора; выполнить практическое задание по определению групп организмов, в зависимости от абиотического фактора.

Оборудование: компьютерная презентация, задания по группам с картинками растений и животных, практическое задание.

Все живые организмы, населяющие Землю, испытывают влияние экологических факторов среды.

Экологические факторы – это отдельные свойства или элементы среды, воздействующие прямо или косвенно на живые организмы, хотя бы на протяжении одной из стадий индивидуального развития. Экологические факторы многообразны. Существует несколько квалификаций, в зависимости от подхода. Это по влиянию на жизнедеятельность организмов, по степени изменчивости во времени, по длительности действия. Рассмотрим классификацию экологических факторов, основанную на их происхождении.

Изучение ориентации мокриц под действием абиотических факторов - картинка 9

Мы рассмотрим влияние первых трех абиотических факторов среды, так как их влияние более значительно – это температура, свет и влажность.

Например, у майского жука личиночная стадия проходит в почве. На него влияют абиотические факторы среды: почва, воздух, косвенно влажность, химический состав почвы – совсем не влияет свет.

Например, бактерии способны выжить в самых экстремальных условиях – их находят в гейзерах, сероводородных источниках, очень соленой воде, на глубине Мирового океана, очень глубоко в почве, во льдах Антарктиды, на самых высоких вершинах (даже Эвересте 8848 м), в телах живых организмов.

ТЕМПЕРАТУРА

Большинство видов растений и животных приспособлены к довольно узкому диапазону температур. Некоторые организмы, особенно в состоянии покоя или анабиоза способны выдерживать довольно низкие температуры. Колебание температуры в воде обычно меньше, чем на суше, поэтому пределы устойчивости к температуре у водных организмов хуже, чем у наземных. От температуры зависит интенсивность обмена веществ. В основном организмы живут при температуре от 0 до +50 на поверхности песка в пустыни и до – 70 в некоторых областях Восточной Сибири. Средний диапазон температур находится в пределах от +50 до –50 в наземных местообитаниях и от +2 до +27 – в Мировом океане. Например, микроорганизмы выдерживают охлаждение до –200, отдельные виды бактерий и водорослей могут жить и размножаться в горячих источниках при температуре + 80, +88.

Различают животные организмы:

  1. с постоянной температурой тела (теплокровные);
  2. с непостоянной температурой тела (хладнокровные).

Организмы с непостоянной температурой тела (рыбы, земноводные, пресмыкающиеся)

В природе температура не постоянна. Организмы, которые живут в умеренных широтах и подвергаются колебанию температур, хуже переносят постоянную температуру. Резкие колебания – зной, морозы – неблагоприятны для организмов. Животные выработали приспособления для борьбы с охлаждением и перегревом. Например, с наступлением зимы растения и животные с непостоянной температурой тела впадают в состояние зимнего покоя. Интенсивность обмена веществ у них резко снижается. При подготовке к зиме в тканях животных запасается много жира, углеводов, количество воды в клетчатке уменьшается, накапливаются сахара, глицерин, препятствующий замерзанию. Так морозостойкость зимующих организмов увеличивается.

В жаркое время года наоборот, включаются физиологические механизмы, защищающие от перегрева. У растений усиливается испарение влаги через устьица, что приводит к снижению температуры листьев. У животных усиливается испарение воды через дыхательную систему и кожу.

Организмы с постоянной температурой тела. (птицы, млекопитающие)

У этих организмов произошли изменения во внутреннем строении органов, что способствовало их приспособленности к постоянной температуре тела. Это, например – 4-х камерное сердце и наличие одной дуги аорты, обеспечивающие полное разделение артериального и венозного кровотока, интенсивный обмен веществ благодаря снабжению тканей артериальной кровью, насыщенной кислородом, перьевой или волосяной покров тела, способствующий сохранению тепла, хорошо развитая нервная деятельность). Все это позволило представителям птиц и млекопитающим сохранять активность при резких перепадах температур и освоить все места обитания.

В природных условиях температура очень редко держится на уровне благоприятности для жизни. Поэтому у растений и животных возникает специальные приспособления, которые ослабляют резкие колебания температуры. У животных, например слонов большая ушная раковина, по сравнению с его предком мамонтом, живущем в холодном климате. Ушная раковина кроме органа слуха выполняет функцию терморегулятора. У растений для защиты от перегрева появляется восковой налет, плотная кутикула.

СВЕТ

Свет обеспечивает все жизненные процессы, протекающие на Земле. Для организмов важна длина волны воспринимаемого излучения, его продолжительность и интенсивность воздействия. Например, у растений уменьшение длины светового дня и интенсивность освещения приводит к осеннему листопаду.

Изучение ориентации мокриц под действием абиотических факторов - картинка 12

По отношению к свету растения делят на :

  1. светолюбивые – имеют мелкие листья, сильно ветвящиеся побеги, много пигмента – хлебные злаки. Но увеличение интенсивности освещения сверх оптимального подавляет фотосинтез, поэтому в тропиках трудно получать хорошие урожаи.
  2. тенелюбивые – имеют тонкие листья, крупные, расположены горизонтально, с меньшим количеством устьиц.
  3. теневыносливые – растения способные обитать в условиях хорошего освещения, так и в условиях затенения

Важную роль в регуляции активности живых организмов и их развитии играет продолжительность и интенсивность воздействие света – фотопериод. В умеренных широтах цикл развития животных и растений приурочен к сезонам года, и сигналом для подготовки к изменению температуры служит продолжительность светового дня, которая в отличии от других факторов всегда остается постоянной в определенном месте и в определенное время. Фотопериодизм – это пусковой механизм, включающий физиологические процессы, приводящие к росту и цветению растений весной, плодоношению летом, сбрасыванию листьев осенью у растений. У животных к накоплению жира к осени, размножению животных, их миграции, перелету птиц и наступлению стадии покоя у насекомых. (Сообщение учащихся).

Кроме сезонных, есть еще и суточные изменения режима освещенности, смена дня и ночи определяет суточный ритм физиологической активности организмов. Важное приспособление, которое обеспечивает выживание особи – это своего рода «биологические часы», способность ощущать время.

Животные, активность которых зависит от времени суток, бывают с дневным, ночным и сумеречным образом жизни.

ВЛАЖНОСТЬ

Вода – это необходимый компонент клетки, поэтому ее количество в тех или иных местах обитания является ограничивающим фактором для растений и животных и определяет характер флоры и фауны данной местности.

Избыток влаги в почве приводит к заболачиванию почвы и появлению болотной растительности. В зависимости от влажности почвы (количество осадков) видовой состав растительности меняется. Широколиственные леса сменяются мелколиственными, затем лесостепной растительностью. Далее низкотравье, и при 250 мл в год – пустыня. Осадки в течении года могут выпадать не равномерно, живым организмам приходится переносить длительные засухи. Например, растения и животные саванн, где интенсивность растительного покрова, а так же и интенсивное питание копытных животных зависит от сезона дождей.

В природе происходят и суточные колебания влажности воздуха, которые влияют на активность организмов. Между влажностью и температурой есть тесная связь. Температура сильнее влияет на организм при влажность высокая или низкая. У растений и животных появились приспособления к разной влажности. Например, у растений – развита мощная корневая система, утолщена кутикула листа, листовая пластинка уменьшена или превращена в иголки и колючки. У саксаула фотосинтез идет зеленой частью стебля. Рост в период засухи у растений прекращается. Кактусы запасают влагу в расширенной части стебля, иголки вместо листьев уменьшают испарение.

У животных тоже появились приспособленности, позволяющих переносить недостаток влаги. Мелкие животные – грызуны, змеи, черепахи, членистоногие – добывают влагу из пищи. Источником воды может стать жироподобное вещество например у верблюда. В жаркое время некоторые животные – грызуны, черепахи впадают в спячку, продолжавшуюся несколько месяцев. Растения – эфемеры к началу лета, после кратковременного цветения, могут сбрасывать листья, отмирать наземные части и так переживать период засухи. При этом до следующего сезона сохраняются луковицы, корневища.

По отношению к воде растения делят:

  1. водные растения повышенной влажности;
  2. околоводные растения, наземно-водные;
  3. наземные растения;
  4. растения сухих и очень сухих мест, обитают в местах с недостаточным увлажнениям, могут переносить непродолжительную засуху;
  5. суккуленты – сочные, накапливают воду в тканях своего тел.

По отношению к воде животных делят:

  1. влаголюбивые животные;
  2. промежуточная группа;
  3. сухолюбивые животные.

Виды приспособленностей организмов к колебаниям температуры, влажности и света:

  1. теплокровность поддержание организмом постоянной температуры тела;
  2. зимняя спячка – продолжительный сон животных в зимнее время года;
  3. анабиоз – временное состояние организма, при котором жизненные процессы замедленны до минимума и отсутствуют все видимые признаки жизни (наблюдается у холоднокровных и у животных зимой и в жаркий период времени);
  4. морозостойкость – способность организмов переносить отрицательные температуры;
  5. состояние покоя – приспособительное свойство многолетнего растения, для которого характерно прекращение видимого роста и жизнедеятельности, отмирание наземных побегов у травянистых форм растений и опадение листьев у древесных форм;
  6. летний покой – приспособительное свойство раннецветущих растений (тюльпан, шафран) тропических районов, пустынь, полупустынь.

Сделаем вывод, на все живые организмы, т.е. на растения и животные действуют абиотические факторы среды (факторы неживой природы), особенно температура, свет и увлажненность. В зависимости от влияния факторов неживой природы, растения и животных делят на различные группы и у них появляются приспособленности к влиянию этих абиотических факторов.

Практические задания по группам: (Приложение 1)

1. ЗАДАНИЕ: Из перечисленных животных назовите хладнокровных (т.е. с непостоянной температурой тела).

2. ЗАДАНИЕ: Из перечисленных животных назовите теплокровных (т.е. с постоянной температурой тела).

3. ЗАДАНИЕ: выберите из предложенных растений те, которые являются светолюбивыми, тенелюбивыми и теневыносливыми и запишите в таблицу.

4. ЗАДАНИЕ: выберите животных, ведущих дневной, ночной и сумеречный образ жизни.

5. ЗАДАНИЕ: выберите растения, относящиеся к разным группам по отношению к воде.

6. ЗАДАНИЕ: выберите животных, относящихся к разным группам по отношению к воде.

Задания по теме «абиотические факторы среды», ответы (Приложение 2)

http://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/517948/

Изучение ориентации мокриц под действием абиотических факторов

Изучение ориентации мокриц под действием абиотических факторов - картинка 14

В абиотической части среды обитания (в неживой природе) все факторы прежде всего можно разделить на физические и химические. Однако для понимания сути рассматриваемых явлений и процессов абиотические факторы удобно представить совокупностью климатических, топографических, космических факторов, а также характеристик состава среды (водной, наземной или почвенной) и др.

Свет является одним из важнейших абиотических факторов, особенно для фотосинтезирующих зеленых растений. Только на свету осуществляется важнейший в биосфере процесс – фотосинтез. Свет влияет на скорость роста и развития растений, на интенсивность фотосинтеза, на активность животных, вызывает изменение влажности и температуры среды, является важным фактором, обеспечивающим суточные и сезонные биологические циклы. Каждые местообитание характеризуется определенным световым режимом, определяемым интенсивностью (силой), количеством и качеством света. Интенсивность света измеряется энергией, приходящейся на единицу площади в единицу времени; количество света определяется суммарной радиацией.

По отношению к свету как экологическому фактору различают следующие группы растений: гелиофиты, сциофиты и факультативные гелиофиты. Гелиофиты (светолюбивые) – обитают на открытых местах с хорошей освещенностью и в лесной зоне встречаются редко (подсолнечник, козлобородник и др). Сциофиты (теневые растений) – не выносят освещения и живут под пологом леса в постоянной тени (лесные травы, папоротники, мхи). Факультативные гелиофиты (теневыносливые) – могут жить при хорошем освещении, но легко переносят и затемненные места (большинство растений лесов, луговые растения, кустарники)

Наибольшее значение свет как средство ориентации имеет в жизни животных. Среди животных различают дневные, ночные и сумеречные виды. Имеются также виды, живущие в постоянной темноте и не выносящие яркого солнечного света (почвенные животные, обитатели пещер и больших глубин, внутренние паразиты животных и растений).

Одним из наиболее важных факторов, определяющих существование развитие и распространение организмов является температура. Важно не только абсолютное количество тепла, по и его временное распределение, т.е. тепловой режим. Растения не обладают собственной температурой тела: их анатомо – морфологические и физиологические механизмы терморегуляции направлены на защиту организма от вредного воздействия температур. К физиологическим приспособлениям растений, сглаживающим вредные влияние высоких и низких температур, можно отнести: интенсивность испарения – транспирацию, накопление в клетках солей хлорофилла препятствовать проникновению солнечных лучей.

Температура главным образом связана с солнечным излучением, но в ряде случаев определяется энергией геотермальных источников. При температуре ниже точки замерзания живая клетка физически повреждается образующимися кристаллами льда и гибнет, а при высоких температурах происходит денатурацияферментов. Абсолютное большинство растений и животных не выдерживает отрицательных температур тела. Верхний температурный предел жизни редко поднимается выше 40-45 °С.

В диапазоне между крайними границами скорость ферментативных реакций (следовательно, и интенсивность обмена веществ) удваивается с повышением температуры на каждые 10 °С. Значительная часть организмов способна контролировать (поддерживать) температуру тела, причем в первую очередь наиболее жизненно важных органов. Такие организмы называют гомойотермными — теплокровными (от греч. homoios — подобный, therme — теплота) (млекопитающие, птицы), в отличие от пойкилотермных — холоднокровных (от греч. poikilos — различный, переменчивый, разнообразный), имеющих непостоянную температуру, зависящую от температуры окружающей среды (растения, земноводные)

Организмы, для жизни которых требуется условия, ограниченные узким диапазоном толерантности по величине температуры, называют стенотермными, а способных жить в широком диапазоне температур – эвритермными.

Вода обязательна для жизни на Земле, в экологическом плане она уникальна. Вода является важнейшим экологическим фактором в жизни живых организмов и их постоянной составной частью. По отношению к водному режиму выделяют следующие экологические группы растений и животных: влаголюбивые, сухолюбивые и предпочитающие умеренную влажность.

В зависимости от способов адаптации растений к влажности выделяют несколько экологических групп:

— гидатофиты – водные растения, целиком или большей частью своей погруженные в воду (ряска, элодея);

— гидрофиты – наземно-водные растения, погруженные в воду только нижними частями (стрелолист, частуха);

— гигрофиты — наземные растения, живущие в очень влаж­ных почвах и в условиях повышенной влажности;

— мезофиты — переносят незначительную засуху (древесные растения различных климатических зон, травянистые растения дубрав, большинство культурных растений );

— ксерофиты — растения сухих степей и пустынь, способные накапливать влагу в мясистых листьях и стеблях — суккуленты (алоэ, кактусы ), а также обладающие большой всасывающей силой корней и способные снижать транспирацию с узкими мелкими листьями — склерофиты.

Среди наземных животных различают:

— гидрофилы – влаголюбивые животные (мокрицы, комары, наземные молюски); мезофилы – обитают в районах с умеренной влажностью (многие насекомые, птицы, млекопитающие);

— ксерофилы – это сухолюбивые животные, не переносящие высокой влажности (верблюди, пустынные грызуны, пресмыкающиеся).

Эдафические факторы – это свойства почвы как экологический фактор, оказывающий воздействие на животные организмы, живущие в них и на корневую систему растений. Очень важный фактор для многих животных и растений – реакция среды (рН). Засоленными называют почвы с избыточным содержанием водорастворимых солей (хлоридов, сульфатов, карбонатов).

Флора и фауна засоленных почв весьма специфична. Растения здесь устойчивы не только к концентрации, но и к составу солей, но разные растения приспособлены по разному. Солеустойчивые растения – галофиты, например солерос может выдержать концентрацию солей свыше 20 %, а в тоже время дождевые черви даже при невысокой степени засоления длительный срок выдержать его не могут.

Топографические факторы

Рельеф относится к орографическим факторам и тесно связана с другими абиотическими факторами, хотя и не принадлежащим к таким прямодействующим экологическим факторам, как свет, тепло, вода и почва. Главным топографическим (орографическим) фактором является высота.

Основной топографический фактор — высота над уровнем моря. С высотой снижаются средние температуры, увеличивается суточный перепад температур, возрастает количество осадков, скорость ветра и интенсивность радиации, понижается давление. Рельеф местности — один из главных факторов, влияющих на перенос, рассеивание или накопление примесей в атмосферном воздухе.

Выводы

Таким образом, живые организмы воздействие среды воспринимают через посредство факторов среды, которые называются экологическими. Экологические факторы – это определенные условия и элементы среды, которые оказывают специфическое воздействие на организм. Они подразделяются на абиотические, биотические и антропогенные.

Один и тот же фактор на разные организмы может оказывать оптимальное воздействие при различных значениях. Интенсивность экологического фактора, наиболее благоприятная для жизнедеятельности организма, называется оптимумом, а дающая наихудший эффект – пессимумом.

Способность организмов выносить отклонения значений экологических факторов называется толерантностью, которая может иметь к разным фактором не одинаковый диапазон диапазон выносливости (терпимости).Организм может иметь приспособленность к узкому диапазону одного фактора и широкому диапазону – другого свойство видов адаптироваться к тому или иному диапазону факторов среды называется экологической пластичностью.

http://studopedia.ru/17_81913_vliyanie-abioticheskih-faktorov-na-zhivie-organizmi.html

Абиотические факторы окружающей среды

Само название раскрывает суть такого фактора, в переводе с греческого абиотический – неживой, безжизненный. То есть, абиотический фактор – это влияние неживой природы на окружающую среду, флору и фауну. В разных уголках земного шара, климат, грунты, температура воздуха разнятся, и это не может не сказываться на происходящих там процессах или жизненных циклах.

p, blockquote 1,0,1,0,0 —>

Изучение ориентации мокриц под действием абиотических факторов - картинка 16

p, blockquote 2,1,0,0,0 —>

Классификация абиотических факторов

Различают следующие абиотические факторы, влияющие на окружающую среду:

p, blockquote 3,0,0,1,0 —>

  • климатические – вода, воздух, ветер, солнце, температура;
  • эдафические – состав воды, грунтов;
  • топографические – рельеф и высота над уровнем моря;
  • гидрографические – наличие водных ресурсов и их качество;
  • химические – атмосферный состав и водный состав.

Режимы абиотических факторов

Основное влияние на природу оказывают следующие режимы абиотических факторов на определенных участках земной поверхности:

  • температура;
  • вода;
  • влажность;
  • солнечные излучения;
  • радиация;
  • состав воздуха;
  • ветер;
  • атмосферное давление;
  • высота над уровнем моря.

http://ecoportal.info/abioticheskie-faktory-okruzhayushhej-sredy/

Изучение ориентации мокриц под действием абиотических факторов

Изучение ориентации мокриц под действием абиотических факторов - картинка 17

Подробное решение параграф Обзор изученного материала главы 6 по биологии для учащихся 11 класса, авторов Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И., Захарова Е.Т. Углубленный уровень 2018

1. Какую цель преследует изучение экологии в общеобразовательном курсе предметов?

Цель подразумевает расширение кругозора людей и учит понимать, решать проблемы возникающие в окружающем мире.

2. Зачем во всех цивилизованных странах мира создаются правительственные экологические структуры и чем, по вашему мнению, они должны руководствоваться в своей деятельности?

Современная деятельность человека катастрофически разрушает окружающую среду.

Эти структуры создались для того, что контролировать, защищать и стараться сберечь красоты природы. Безусловно, эти структуры и организации должны руководствоваться искренними намерениями сохранить природу.

3. Как знание биогеографии и центров происхождения культурных растений может повлиять на развитие сельского хозяйства в нашей стране?

Люди будут знать для каких растений какая нужна почва и природные условия. Это облегчит работу и повысит плодородность.

Прикладные аспекты.

Какие экологические знания позволят с наименьшими затратами получить на небольшой площади наибольший урожай?

Разной высоты растения подбирать, чтобы они не затеняли друг друга и всем хватало солнца. Одинаковые растения будут конкурировать за одни и те же питательные вещества в почве. А разные – за разные. Поэтому рядом сажать разные растения. Побольше бобовых, – они обогащают почву азотом. Между грядок можно сажать растения, выделяющие фитонциды, отпугивающие от соседних растений жучков-вредителей.

1. Обратите внимание на действие абиотических факторов среды в городе и сельской местности и отметьте их интенсивность.

В городе интенсивность действия абиотических факторов среды намного выше, чем в сельской местности(изменение ландшафта под строительство, выбросы вредных веществ, вырубка деревьев в городе, загрязнение окружающей среды выхлопными газами и проч.).

http://resheba.me/gdz/biologija/11-klass/zaharov/35

Изучение ориентации мокриц под действием абиотических факторов

Reshak.ru — сборник решебников для учеников старших классов. Здесь можно найти решебники, ГДЗ, переводы текстов по школьной программе. Практически весь материал, собранный на сайте — сделанный для людей. Все решебники выполнены качественно, с приятной навигацией. Вы сможете скачать гдз, решебник английского, улучшить ваши школьные оценки, повысить знания, получить намного больше свободного времени.

Главная задача сайта: помогать школьникам в решении домашнего задания. Кроме того, весь материал гдз совершенствуется, добавляются новые сборники решений.

Информация

© adminИзучение ориентации мокриц под действием абиотических факторов - картинка 19reshak.ru

http://reshak.ru/otvet/reshebniki.php?otvet=49&predmet=ponomareva9

Параграф 50. Абиотические факторы среды. — 9 класса — Мамонтова, Захарова (рабочая тетрадь).

1. Перечислите основные абиотические факторы.
Температура, свет, влажность.

2. Укажите соответствие.
А. Узкие пределы выносливости.
Б. Широкие пределы выносливости.
1. Водные организмы.
2. Наземные организмы.
А: 1.
Б: 2.

3. Закончите предложение.
По способности поддерживать температуру тела живые организмы подразделяются на две группы:
1. Теплокровные (с постоянной температурой тела).
2. Холоднокровные (с непостоянной температурой тела).

4. Охарактеризуйте физиологические механизмы растений и животных с непостоянной температурой тела, препятствующие их переохлаждению.
С наступлением зимы животные и растения впадают в состояние зимнего покоя. Интенсивность обмена веществ у них резко снижается. В тканях у них запасается много жиров и углеводов. Количество воды в клетках уменьшается, накапливаются сахара и глицерин, препятствующие замерзанию. Морозостойкость зимующих организмов увеличивается в течение зимы.

5. Перечислите ароморфозы, позволившие птицам и млекопитающим обеспечивать постоянную температуру тела.
Четырехкамерное сердце, наличие одной дуги аорты, обеспечивающее полное разделение артериального и венозного кровотока, интенсивный обмен веществ благодаря снабжению тканей артериальной кровью, перьевой и волосяной покров тела для сохранения тепла, регуляция теплоотдачи кожными сосудами, хорошо развитая высшая нервная деятельность.

6. Укажите эволюционные и экологические преимущества так называемых теплокровных животных.
Сохранение активности при очень резких перепадах температуры, освоение практически всех мест обитания.

7. Охарактеризуйте значение света для жизнедеятельности растительных и животных организмов.
Для растений: солнечный свет используется для процесса фотосинтеза.
Для животных: под воздействием солнечного света в организме образуется витамин Д. Насекомые зрительно различают ультрафиолетовые лучи и пользуются этим при ориентации на местности.

8. Объясните, почему электромагнитные колебания с длиной волны 0,4 – 0,5 мкм (синий свет) и 0,6 – 0,7 мкм (красный свет) являются наиболее эффективными инициаторами фотосинтеза.
Такой свет менее всего ослабляется, проходя через плотные облака и воду. Фотосинтез может идти и при пасмурной погоде, и под слоем воды определенной толщины. Синий и красный свет особенно сильно поглощается хлорофиллом.

9. Дайте определение фотопериода и укажите его экологическое значение.
Фотопериод – продолжительность воздействия света.
Экологическое значение: фотопериод представляет как бы пусковой механизм, включающие физиологические процессы, приводящие к росту и цветению растений весной, плодоношению летом, сбрасыванию листьев осенью; линьке и накоплению жира у животных осенью, миграции и размножению у птиц и млекопитающих, наступлению стадии покоя у насекомых.

10. Допишите утверждения:
В зависимости от потребности в световой энергии растения подразделяются на две группы:
1. Светолюбивые
2. Теневыносливые.

11. Охарактеризуйте приспособления к недостатку воды в окружающей среде у растений и животных. Приведите примеры.
У растений: мощная корневая система, повышенное осмотическое давление, способствующее удержанию воды в тканях, утолщена кутикула листа, уменьшена или превращена в колючки листовая пластинка, иногда листья утрачены. При отсутствии воды рост пустынных растений прекращается. Кактусы запасают воду в тканях и экономно ее расходуют. Встречаются растения-эфемеры, которые после кратковременного периода цветения сбрасывают листья, сохраняя только луковицы и корневища до следующего вегетационного периода.
У животных: многие извлекают воду из пищи. Источник воды также жир, накапливающийся у некоторых (горб верблюда). Грызуны, черепах впадают в спячку на несколько месяцев.

http://www.biogdz.ru/9-klass/paragraf-50-abioticheskie-faktory-sredy.html

Добавить комментарий

Your Header Sidebar area is currently empty. Hurry up and add some widgets.