Климт портрет адели блох бауэр

Климт портрет адели блох бауэр - картинка 1

Климт портрет адели блох бауэр

Климт портрет адели блох бауэр - картинка 2

Эта картина, законченная австрийским живописцем Густавом Климтом в 1907, имеет интересную судьбу, полную драматических коллизий. В ряду творений самого художника она считается одной из наиболее значительных, по иронии судьбы обозначив собой закат истории европейских империй. Благополучно пережив две мировых войны и сменив нескольких хозяев, она была вывезена в США и продана за огромные деньги американскому предпринимателю и галеристу Рональду Лаудеру. Называется это творение «Портрет Адели Блох-Бауэр I», хотя ее чаще именуют «Австрийская Мона Лиза» или попросту «Золотая Адель».

Героиней картины является молодая женщина Адель Блох-Бауэр, которой на момент написания полотна было 26 лет, дочь гендиректора венского банковского союза Морица Бауэра. 18-летней девушкой ее выдали замуж за весьма состоятельного сахарозаводчика Фердинанда Блоха, человека намного старше Адели. Что интересно, ее сестра Тереза, также стала членом семьи Блохов, выйдя замуж за Густава, родного брата Фердинанда.

Климт портрет адели блох бауэр - картинка 3
Адель Блох-Бауэр
Учитывая, что семейство Блох-Бауэр входило в число крупных еврейских предпринимателей Австро-Венгрии, Адель избрала для себя роль хозяйки модного салона, который любили посещать представители творческой элиты страны: художники, поэты, музыканты, модельеры одежды и даже политики. Неудивительно, что нежная и томная молодая женщина очень скоро нашла среди них интересного мужчину, который привлекал ее внимание гораздо больше собственного стареющего мужа.

Им стал модный тогда художник Густав Климт, который увлекался искусством древних цивилизаций: микенской, минойской и египетской, любил также средневековую религиозную итальянскую живопись. Также Климту были близки французский импрессионизм и традиции японского искусства живописи. Неудивительно, что столь разносторонний человек смог заинтересовать собой молодую скучающую женщину. Вскоре простое знакомство переросло во вполне рабочие отношения: Адель стала позировать художнику. Из-под его кисти вышла картина «Юдифь I», на которой в образе библейской героини изображена Адель Блох-Бауэр.

Климт портрет адели блох бауэр - картинка 4
Густав Климт
Климту, как творческому человеку, нужны были новые любовные связи. Между Аделью и художником завязался роман, о котором вскоре заговорили в Вене. Слухи об этом дошли до Фердинанда Блох-Бауэра. Однако сахарозаводчик решил не раздувать скандал, а нашел необыкновенно оригинальный способ разлучить любовников. Он заказал Климту портрет своей жены. Расчет был прост: художнику для творческого процесса требуются новые впечатления, и нахождение рядом всего одной любовницы быстро приведет к охлаждению отношений.

Климт портрет адели блох бауэр - картинка 5
Фердинанд Блох
Расчет умного бизнесмена оказался верным. Узнав о сумме предполагаемого гонорара, Климт со всей ответственностью взялся за создание картины. Для этого ему пришлось отказаться от всех других знакомств, что впоследствии и привело к окончанию любовной связи. Однако рабочие отношения были сохранены. За 3 года, в продолжение которых мастер создавал портрет, он нарисовал боле сотни предварительных набросков, и только в 1907 году отдал готовое полотно заказчику.

Работа получилась поистине шедевральной. Она сразу же была выставлена в венском ателье художника, а потом отправилась в город Манхайм на международную художественную выставку. В 1910 она уже экспонировалась в Венеции. После этого заказчик забрал картину, присоединив ее к своей коллекции живописи. После смерти Климта в 1918 году по просьбе Адели Фердинанд Блох-Бауэр передал картину музею Бельведер. Там же портрет остался и после того, как умерла сама Адель. Полотно экспонировалось в этой галерее до начала 1938.

В марте этого же года произошел аншлюс Австрии, и она присоединилась к Третьему рейху. Практически сразу начались еврейские погромы, поэтому Блох-Бауэру ничего другого не оставалось, как, бросив все, бежать из страны. Кружным путем, через Чехословакию, он попал в Швейцарию, в которой и оставался до конца своих дней. Однако перед своей кончиной Фердинанд отменил действие грамоты дарения картины австрийской государственной галереи, завещав портрет жены своим племянникам.

Несмотря на крайне неприязненное отношение нацистов к еврейской культуре, картину они не уничтожили. Вместе с еще одним произведением Климта «Яблоня I» она была перепродана австрийской галерее, однако в основную коллекцию картина не попала. По окончании войны «Золотая Адель» осталась в галерее, где и находилась до 1998 года.

Климт портрет адели блох бауэр - картинка 6

Новая вспышка скандального интереса к картине произошла после того, как в Австрии приняли Закон о реституции предметов искусства. В этот момент и всплыло завещание Блох-Бауэра, согласно которому несколько полотен передавались во владение его племянникам. К тому моменту в живых была лишь Мария Альтман – племянница умершего сахарозаводчика. Она немедленно подала иск, и началось судебное разбирательство.

Конечно же, для страны это стало шокирующим известием. В Австрии началась кампания по сохранению реликвии, однако суд был неумолим. После длительного 7-летнего разбирательства он присудил картину Марии Альтман. Однако счастливая наследница предложила властям Австрии выплатить ей компенсацию в виде рыночной стоимости завещанных картин в количестве 300 млн. долларов, которая для государства оказалась неподъемной. В результате все 5 указанных в завещании картин уехали в США.

Климт портрет адели блох бауэр - картинка 7
Рональд Лаудер
Самое интересное, что очень скоро они были выкуплены у счастливой обладательницы шедевров предпринимателем Рональдом Лаудером, основавшего в Нью-Йорке картинную галерею, за 135 млн. долларов. Впоследствии об удивительной истории портрета был даже создана художественная кинолента «Женщина в золоте».

Адель Блох-Бауэр I Густав Климт (1862-1918)

Климт портрет адели блох бауэр - картинка 8

Где находится: Новая галерея, Нью-Йорк (Neue Galerie, New York).

Навигация по альбому: Ctrl

Ctrl

Любой женский портрет в живописи хранит любовную тайну, полную интриг, нежности, страсти, ревности и мести. Не обошла эта участь и знаменитого австрийского художника Густава Климта и его музу и возлюбленную Адель Блох-Бауэр. История их отношений больше похожа на захватывающий сериал с невероятными событиями и неожиданной развязкой. Роковая красавица Адель была женой крупнейшего промышленника Европы Фердинанда Блох-Бауэра.

Лучшие работы современных авторов

КОММЕНТАРИИ: 7

Написать Ответы

Климт портрет адели блох бауэр - картинка 10

Климт портрет адели блох бауэр - картинка 11

lacrimosa, спасибо, сделано

Климт портрет адели блох бауэр - картинка 12

В этом портрете (как предполагают исследователи, одной из любовниц Климта) проявились все особенности стиля художника: умения рисовать (!) с натуры и создания необычного декоративного фона. Прекрасна женщина и неповторим Климт.

Климт портрет адели блох бауэр - картинка 12

На Gallerix репродукция по качеству лучше чем предлагали из Wiki.

Климт портрет адели блох бауэр - картинка 12

Поправка: картина находится в Нью-Йорке, но не в Музее современного искусства, а в коллекции Neue Galerie, посвященной искусству Германии и Австрии до 2-ой мировой войны.

Климт портрет адели блох бауэр - картинка 15

Климт портрет адели блох бауэр - картинка 12

Климт портрет адели блох бауэр - картинка 17

На картине: древний, архитектура, марочный, культура, ретро, носить, люди, украшение, античный, стена, дизайн, женщина, художественный.

Золотая Адель

Любой женский портрет в живописи хранит любовную тайну, полную интриг, нежности, страсти, ревности и мести. Не обошла эта участь и знаменитого австрийского художника Густава Климта и его музу и возлюбленную Адель Блох-Бауэр. История их отношений больше похожа на захватывающий сериал с невероятными событиями и неожиданной развязкой.

Роковая красавица Адель была женой крупнейшего промышленника Европы Фердинанда Блох-Бауэра. Семьи двух богатейших еврейских родов объединили свои капиталы, но не смогли соединить сердца двух людей. Адель завела любовный роман с художником Густавом Климтом. Об этой связи судачила вся Вена, а обманутый муж не находил себе места и по ночам обдумывал планы коварной мести. Невероятно, но идея необычного отмщения за поруганную честь ему приснилась. Фердинанд увидел, как его империя сахарозаводчика разлетается на мелкие осколки, а в его руках остается только портрет жены.

У обманутого мужа созрел план мести: он решил заказать у Климта портрет своей жены Адели. Но поставил ряд условий: Климт должен создать для портрета не менее сотни эскизов, до тех пор пока Блох-Бауэр не одобрит какой-либо вариант. Писать портрет Климт будет долго, до тех пор, пока ему не наскучит натурщица. А поскольку слава ветреного Климта была известна всей Вене, ждать придется недолго. А бедная Адель будет наблюдать, как постепенно угасают чувства ее возлюбленного и медленно, но верно превращаясь в ненависть. И еще одно условие поставил Фердинанд: Климт не может добровольно отказаться от заказа, поскольку при этом предусмотрен огромный штраф. В этом случае Климт был бы полностью разорен. А неверная жена поняла бы, на кого променяла верного и любящего мужа.

Прежде, чем предложить уже знаменитому и пользующемуся авторитетом и уважением художнику подобный кабальный контракт, у промышленника ушло довольно много времени. Все это время он посвятил изучению образа жизни Густава Климта. Оставалось сделать так, чтобы Климт согласился взяться за написание портрета и подписал контракт.

Не смотря на то, что Адель дочь богатого семейства и была довольно избалована, она получила блестящее домашнее образование, знала четыре языка и могла поддержать светскую беседу. Яркий острый ум в сочетании с романтической хрупкой внешностью создавали некий таинственный ореол вокруг ее имени. Не удивительно, что молодая женщина держала модный салон, в котором собирался весь цвет Венского высшего общества. Именно на встречах салона она и познакомилась с Густавом Климтом.

Однажды Фердинанд пригласил художника на ужин в свой дом. Климт пришел с рамой для картины, поскольку все свои шедевры он начинал писать именно с рамы. Во время обеда любовники старались не встречаться глазами и были несколько смущены. В то время как Фердинанд весело шутил весь вечер. После обеда Блох-Бауэр сделал Климту предложение, от которого тот не смог отказаться и подписал контракт, не читая.

На написание портрета Адели художник потратил целых четыре года, создав при этом более сотни эскизов. Картина была полностью закончена и чета Блох-Бауэр поместила ее в своей гостиной. По мере написания портрета, как и предполагал Фердинанд, чувства влюбленных постепенно угасали. Кроме того, практически сразу Адель серьезно заболела, и сеансы приходилось надолго откладывать. Она так никогда и не узнала, что муж был в курсе ее любовной связи с Климтом.

Художник не смог пережить ужасов первой мировой войны и покинул этот мир в 52 года. Адель пережила своего возлюбленного всего на 7 лет и завещала мужу передать картины Климта и свой золотой портрет музею.

Фердинанд долгое время жил один, а когда Австрия вошла в состав нацистской Германии, он переехал в Швейцарию, а свое имущество оставил брату. Дочь брата — Мария знала, что картина с золотой Аделью имеет маленький секрет: загадав желание и посмотрев на портрет под определенным углом, можно определить, хмуриться Адель на картине или улыбается. Если Адель улыбнется — желание обязательно сбудется.

Еще много приключений довелось пережить «Золотой Адели» и жители Австрии до сих пор считают этот портрет символом своей страны.

Искусство

Популярные статьи

Необычная судьба «Портрета Адели Блох-Бауэр» – одной из самых дорогих картин Густава Климта

Климт портрет адели блох бауэр - картинка 19

Климт портрет адели блох бауэр - картинка 20

В 1904 г. сахарозаводчик Фердинанд Блох-Бауэр узнал об измене своей жены.

Вся Вена говорила о романе Адели и художника Густава Климта. Он находил в любовных связях неиссякаемый источник вдохновения, о его многочисленных увлечениях было широко известно. И чтобы соперник быстрее пресытился и бросил любовницу, муж Адели придумал оригинальный способ: он заказал Климту большой портрет своей жены, в надежде на то, что позируя и находясь слишком часто рядом с художником, она ему быстро наскучит.

Климт портрет адели блох бауэр - картинка 22

К вопросу оформления контракта Фердинанд подошел со всей серьезностью: он знал, что Климт был востребованным художником, и его картины были выгодным вложением капитала. К тому же таким образом ему удалось бы увековечить свою фамилию.

Климт портрет адели блох бауэр - картинка 23

Адель Блох-Бауэр была хозяйкой модного салона, где собирались поэты, художники и другие представители творческой элиты Вены. Вот как о ней вспоминала её племянница Мария Альтман: «Страдающая, постоянно страдающая головной болью, курящая как паровоз, ужасно нежная и томная. Одухотворённое лицо, самодовольная и элегантная».

Климт портрет адели блох бауэр - картинка 24

На предложение написать портрет Адели художник согласился. Сумма вознаграждения была очень приличной. Климт работал 4 года, за это время он создал около 100 эскизов и знаменитую «Золотую Адель». Если художника с натурщицей и связывали какие-то отношения, то за это время они действительно прекратились.

Климт портрет адели блох бауэр - картинка 25

Климт портрет адели блох бауэр - картинка 26

В 1918 г. в возрасте 52 лет Климт скончался. Адель пережила его на 7 лет. Перед своей смертью она просила мужа завещать три картины, в том числе ее портрет, музею Бельведер. До 1918 г. портрет был в распоряжении семьи Блох-Бауэр, а с 1918 по 1921 гг. – в австрийской государственной галерее. В 1938 г. Австрия вошла в состав нацистской Германии. Из-за начавшихся еврейских погромов Фердинанду пришлось оставить свое жилье и все имущество и бежать в Швейцарию.

Климт портрет адели блох бауэр - картинка 27

Во время войны коллекция была конфискована Германией и передана Австрийской галерее. Из-за еврейского происхождения автора и натурщиц эти полотна не попали в коллекцию фюрера, но все же их не уничтожили. Якобы Гитлер встречался с Климтом еще в те времена, когда пытался поступить в Академию живописи в Вене, и тот позитивно оценил его творчество. Впрочем, достоверных подтверждений этого не сохранилось.

Климт портрет адели блох бауэр - картинка 28

Климт портрет адели блох бауэр - картинка 29

После войны «Портрет Адели Блох-Бауэр» оказался в музее Бельведер в Вене, и пребывал бы там до сих пор, но однажды обнаружилось завещание Фердинанда Блох-Бауэра, в котором он все свое имущество завещал племянникам – детям своего брата. На тот момент в живых оставалась только Мария Альтман, бежавшая во время войны в США и получившая американское гражданство. Судебные разбирательства длились 7 лет, после чего все же было признано право Марии на владение пятью картинами Густава Климта, в том числе «Золотой Адели».

Климт портрет адели блох бауэр - картинка 30

Тогда всполошилась вся Австрия. Газеты выходили с заголовками: «Австрия лишается своей реликвии!», «Не отдадим Америке наше национальное достояние!». Но это все же пришлось сделать. Мария была согласна оставить картины в Австрии, если бы ей выплатили их рыночную стоимость – 300 млн долларов! Но эта сумма была слишком большой, и полотна отправились в США, где за 135 млн долларов их выкупил у наследницы Рональд Лаудер для своей галереи в Нью-Йорке. Австрийцы же теперь довольствуются лишь сувенирной продукцией с изображениями Адели Блох-Бауэр.

Возможно, мы больше никогда не сможем увидеть знаменитую «Адель»

Климт портрет адели блох бауэр - картинка 31

Для Австрии художник Густав Климт (1862 — 1918) — все равно что Пикассо для Испании или Ван Гог для Нидерландов. Самой известной его работой считается «Портрет Адели Блох-Бауэр I» (его еще называют «Золотая Адель» или «Австрийская Мона Лиза») — вершина «золотого периода» Климта, визитка Австрии… В феврале 2006 года знаменитая «Золотая Адель» и еще четыре картины Климта по решению международного суда стали личной собственностью гражданки США Марии Альтман, единственной наследницы австрийского фабриканта Блох-Бауэра.

ИСКУССТВО ЗАВЕЩАТЬ

Адель, жена сахарного фабриканта Фердинанда Блох-Бауэра и знаменитая модель Климта, умерла в 1925 году: в завещании она просила мужа, чтобы после его смерти ее знаменитые портреты были переданы в Австрийскую галерею. Фердинанд полностью волю жены не выполнил, он передал галерее лишь один пейзаж Климта. В 1938 году, после оккупации Австрии Германией, еврей Блох-Бауэр был вынужден бежать в Цюрих. Он умер в 1945-м, оставив завещание в пользу племянницы и двух племянников (своих и жены). Большая коллекция предметов искусства Блох-Бауэров, включая пять картин Климта (и «Золотая Адель» в их числе), была конфискована фашистской Германией и передана Австрийской галерее.

В 1946 году Австрия объявила все правовые акты, мотивированные нацистской идеологией, недействительными. Однако при возвращении хозяевам конфискованных нацистами художественных ценностей Австрия применяла к собственникам тактику добровольно-принудительной передачи ими музеям художественных шедевров в обмен на разрешение вывоза из страны основной части их собраний. Так же произошло и с пятью картинами Климта: они остались в Австрийской галерее — за то, что наследники Блох-Бауэров получили возможность вывезти основную часть коллекции.

Эта практика Австрийской Республики долгое время вызывала нарекания. Наконец, в ответ на обвинения в нарушении международного права в 1998 году в Австрии был принят новый закон о реституции, согласно которому жертвы войны могли претендовать на возвращение ЛЮБОЙ собственности, находящейся ныне в музеях и галереях (к 2006 году бывшим владельцам и их наследникам уже было возвращено более 5 тысяч предметов искусства, включая 15 работ Климта). Парадоксальная ситуация привела к тому, что, восстанавливая юридическую справедливость, Австрия начала на глазах терять свои шедевры — такие, без которых меняется культурный вес страны. Кульминацией стало «дело Альтман» — дело о пяти знаменитых полотнах Климта.

СТРАСТИ ПО КЛИМТУ

Климт портрет адели блох бауэр - картинка 33В 1998 году австрийский журналист, работая в архивах, обнаружил документы, ставившие под сомнение официальную версию появления картин Климта в Австрийской галерее (будто бы они были подарены Фердинандом Блох-Бауэром в 1936 году). Последовала серия статей на эту тему.

Единственная из живых наследников Блох-Бауэров, Мария Альтман, гражданка США, узнав об этой правовой коллизии, обратилась к австрийскому правительству, ответа не последовало. Тогда Альтман вначале обратилась в австрийский суд, а затем, будучи гражданкой США, в американский.

Возможность рассмотрения дела в американском суде была совсем не очевидна. Действительно, все события относились к пред- и послевоенному периоду, происходили в другом государстве, а оспариваемые картины никогда не находились на территории США. Но в 2003 году американский окружной суд все-таки принял к рассмотрению иск Марии Альтман против Австрийской Республики и вынес вердикт в пользу наследницы. В 2005 году уже в Верховном суде США слушался вопрос о возможности рассмотрения иска Альтман против суверенного государства. На основании акта об ограничении суверенитета в особых случаях, принятого в США 1976 году, Верховный суд постановил, что для государственной неприкосновенности существуют «ретроактивные исключения, в тех случаях, когда речь идет о собственности, захваченной в нарушение международного права», и это дело может рассматриваться в американском суде (Фердинанд Блох-Бауэр не являлся австрийским подданным, и конфискацию его имущества сочли нарушением международного права). О том, насколько этот вопрос сложен и неоднозначен, свидетельствует хотя бы то, что вердикт был принят шестью голосами судей Верховного суда «за» при трех «против».

Альтман понимала, что исполнения решения американского суда суверенной Австрией она, в силу весьма преклонного возраста, может и не дождаться. Австрии же было важно перенести решение вопроса под свою юрисдикцию. Это позволило бы государству в какой-то мере сохранить лицо, да и судебные издержки в Верховном суде США уже стоили Австрии 3,5 млн евро. Обе стороны пришли к соглашению о перенесении рассмотрения дела о наследстве в арбитражный суд на территории Австрии. Как отмечалось в решении арбитражного суда, полной ясности в том, кто же из супругов Блох-Бауэров (Адель или Фердинанд) являлся собственником картин, нет до сих пор. Однако по законодательству Австрии, существовавшему на момент смерти Адели в 1925 году, сомнения в семейных имущественных спорах трактовались в пользу мужа (сейчас это, конечно, уже не так). В частности, и на этом основании 16 января 2006 года арбитражный суд подтвердил право собственности на пять картин Климта из Австрийской галереи за 79-летней Марией Альтман. Этот прецедент будут изучать на факультетах права многих университетов: в нем ставились под сомнения многие, казавшиеся незыблемыми, принципы юриспруденции. Неясным остается и ответ на проклятый вопрос о том, где же проходит временная граница по делам о реституции.

С ВЕЩАМИ НА ВЫВОЗ

После суда Альтман заявила журналистам, что не настаивает на вывозе картин из Австрии, ее вполне удовлетворит получение стоимости полотен по «справедливой цене». Австрия предприняла беспрецедентные в истории государства меры по спасению национального достояния. Велись переговоры с банками о займе на покупку картин. Кроме того, правительство страны обратилось к населению с просьбой о помощи, намереваясь выпустить «облигации Климта». Общественность объявила подписку по сбору средств. Пожертвования стали поступать, и не только от австрийцев. Однако «справедливая цена» в течение месяца взлетела со 150 млн долларов до 245, а затем и до 300! Это огромные деньги для Австрии (даже первоначальная сумма в 150 млн долларов вдвое превышает годовой бюджет всех австрийских музеев).

Договориться с представителями Альтман австрийским властям не удалось, и 2 февраля федеральный канцлер Шуссель объявил о прекращении переговоров. Стране не под силу так быстро собрать требуемую сумму, и где уверенность, что за это время цена не возрастет еще больше. Адвокат Марии Альтман Рэндольф Шёнберг сообщил, что уже получил несколько предложений (в том числе и из Австрии) о покупке картин частными лицами.

Самим фактом продажи полотен будет нарушено завещание Адели Блох-Бауэр, которая пожелала передать картины Австрийской галерее (а ведь Мария Альтман является наследницей и по ее линии). Парадоксально, но волю Адели в какой-то мере исполнил нацистский режим, передав галерее картины Климта. Портреты Адели, несмотря на разгул антисемитизма в Австрии того времени, выставлялись в музее и во времена нацизма. Демократическое же судопроизводство привело в конечном счете к нарушению желания Адели, не говоря уже о миллионах австрийцев, которых лишили их национальной иконы.

У Марии Альтман был редкий шанс войти в историю Австрии, проявив благородство и оставив полотна Климта на его родине. Конечно, не безвозмездно, и первоначальная оценка в 150 млн долларов рассматривалась в Австрии как справедливая компенсация. Однако последующий взлет цены в два раза и неуступчивость Альтман и ее представителей, конечно, не прибавили симпатии к этой пожилой женщине на родине художника. (К слову, семья Альтман всегда была весьма состоятельной.)

Австрия же пережила шок. Невозможно представить Бельведер без австрийской «Моны Лизы»: достаточно сказать, что именно репродукция «Золотой Адели» украшает обложку современного путеводителя по Бельведеру… Во время работы арбитражного суда музей получил анонимное послание с угрозой уничтожить полотна Климта в случае решения об их передаче Альтман. Картины от греха подальше убрали в запасники. Угрожавшего разыскала полиция, он отпираться не стал, заявив, правда, что угрозу исполнять не собирался…

В феврале 2006 года более четырех тысяч австрийцев и гостей Вены пришли в Бельведер, чтобы последний раз увидеть пять картин Климта, которые переходят в частные руки. Вскоре полотна были вновь изъяты из экспозиции, и после экспертизы будут переданы наследнице Блох-Бауэров.

Климт портрет адели блох бауэр - картинка 35Прощай, «Золотая Адель»…

Золото Австрии на Манхэттене

Покровитель

Климт портрет адели блох бауэр - картинка 36

Рональд Лаудер — один из двух сыновей Эсте Лаудер, наследник ее косметической империи. Во времена администрации Рейгана он был послом США в Австрии, в 1990-х и 2000-х много и успешно занимался строительством и телекоммуникациями в Центральной Европе. Однако его знают не только бизнесмены и политики, но и коллекционеры: Рональд Лаудер является главой попечительского совета нью-йоркского Музея современного искусства (MoMA), кроме того, он владеет прекрасной коллекцией австрийской и немецкой живописи XIX-XX века, в его собрании находятся важные работы Густава Климта, Эгона Шиле, Макса Бекманна и других крупных художников.

В 1998 году три работы Эгона Шиле, выставленные в MoMA, оказались предметом судебного разбирательства: в Австрии нашлись наследники их истинного владельца, убитого нацистами в начале Второй мировой войны. Когда они потребовали вернуть принадлежащее им по праву, Лаудер, как влиятельная фигура в правлении MoMA, принял сторону музея, и Шиле остался в Америке. Однако годом позже Лаудер публично заявлял о поддержке Марии Альтман в деле против правительства Австрии. Американская пресса отметила тогда, что последовательностью позиция Лаудера не отличается.

В 2001 году Лаудер открыл на Манхэттене собственную галерею — Neue Galerie New York, целиком отданную искусству любимой эпохи владельца. Искусствоведы и дилеры арт-рынка не могли не обратить внимание на то, что происхождение многих работ в собрании Лаудера остается непроясненным. Вероятно, в деле покупок картин для себя он был не слишком щепетилен. Кстати, на открытии Neue Galerie была приглашена Мария Альтман. Лаудер тогда посоветовал ей не оставлять попыток вернуть себе работы Густава Климта из дома Блох-Бауэров.

Альтман подала еще ряд исков и, в конце концов, преуспела: арбитражный суд признал ее права на пять картин Климта: два портрета Адели Блох-Бауэр и три пейзажа.

Непростое наследство

Густав Климт (1862-1918) приступил к работе над портретом Адели Блох-Бауэр в 1903 году. Он был частым гостем в венском салоне этой молодой и состоятельной женщины. Ее муж, Фердинанд Блох-Бауэр, был одним из самых преуспевающих австрийских промышленников. Чета покровительствовала Климту, и он написал по их заказу несколько полотен.

Для «Золотой Адели» Климт сделал не меньше сотни эскизов. Когда картина была завершена, она осталась в доме Блох-Бауэров. Завещание Адели, умершей в 1925 году, гласило, что этот портрет и еще пять работ Климта должны перейти Австрии после кончины ее мужа.

Фердинанд Блох-Бауэр пережил свою жену на 20 лет. В 1938 году он покинул Австрию и переехал в Швейцарию: он был евреем и опасался за свою жизнь после аншлюса. Все имущество его венского дома было конфисковано. Часть богатой художественной коллекции нацисты продали государственным музеям, остальное было вывезено за пределы страны. Зная о произошедшем, Блох-Бауэр незадолго до своей смерти в 1945 году переписал завещание. Согласно его воле все имущество, которое принадлежало ему до войны, переходило к трем его племянникам — Роберту, Луизе и Марии. Других наследников у него не было.

Послевоенное австрийское законодательство в принципе позволяло бывшим владельцам произведений искусства и иной собственности требовать ее возвращения, в случае если она была изъята нацистами. Однако «памятники национального значения», а такими были признаны и картины Климта, нуждались в специальном разрешении правительства на вывоз из страны, и наследники Блох-Бауэра, жившие за границей, ничего не предприняли.

Только в 1998 году журналистское расследование, проведенное Хубертусом Черниным для газеты The Boston Globe, обнаружило, что хранящиеся в трех австрийских государственных музеях пять картин из собрания Блох-Бауэров находятся там вопреки завещанию последнего владельца (местонахождение шестой не установлено до сих пор). Проживающая в США Мария Альтман (в девичестве Блох-Бауэр), к этому времени последняя из наследниц Фердинанда, подала первый иск с целью вернуть себе картины и проиграла его. Однако в это время у нее появился влиятельный сторонник по имени Рональд Лаудер, истинная роль которого прояснилась только по окончании дела.

В США завершена одна из удачнейших сделок на арт-рынке

Климт портрет адели блох бауэр - картинка 37

Беспрецедентная история с возвращением частному лицу картины из государственного музея закончилась: одна из самых известных картин XX века — «Портрет Адель Блох-Бауэр» кисти Густава Климта — выкуплена крупным бизнесменом у наследницы полотна. Пока «Золотой Адели», или «австрийской Моне Лизе», предстоит украшать частную галерею на Манхэттене, но стоимость картины так велика, что новому владельцу будет трудно удержаться от соблазна продать ее вновь.

Переезд

Климт портрет адели блох бауэр - картинка 39

Решение суда стало большим ударом для австрийской общественности. Министр культуры страны и директора крупнейших музеев попытались даже создать специальный фонд при участнии крупных банков, чтобы выкупить у Альтман национальное достояние, но новая владелица была непреклонна: картины должны покинуть Австрию. О будущей судьбе полотен она отказывалась говорить. На арт-рынке началось волнение: никто не мог даже представить, сколько стоит «Золотая Адель». Столь известное полотно, в буквальном смысле визитная карточка австрийского искусства, могло бы уйти на аукционе за гигантскую сумму: оценки колебались между 150 и 300 миллионами долларов.

К Альтман сразу обратились несколько крупных коллекционеров и представители ведущих аукционных домов. Но она только объявила, что картины будут на время выставлены в крупном калифорнийском музее LACMA (Los Angeles County Museum of Art). И действительно, «австрийская Мона Лиза» пробыла там семь недель.

19 июня 2006 года судьба «Золотой Адели» определилась: газета The New York Times сообщила, что Мария Альтман продала картину Рональду Лаудеру за колоссальную сумму — 135 миллионов долларов. В сделке, как выяснилось, приняли участие эксперты Sotheby’s. И хотя Лаудер заявил, что картина займет почетное место в его Neue Galerie, Альтман в интервью The New York Times предположила, что через некоторое время полотно появится на аукционе. Что будет с остальными четырьмя полотнами Климта? Альтман не исключает, что продаст их Лаудеру, а может быть, и самостоятельно выставит на Sotheby’s. При нынешнем бурном росте цен на арт-рынке девяностолетняя наследница Блох-Бауэров имеет все шансы мгновенно стать из очень богатой женщины чрезвычайно богатой. А Рональд Лаудер уже почивает на лаврах удачливейшего дилера, ведь вожделенная картина досталась ему за цену ниже эстимейта.

Источники