Портрет адели блох бауэр

Портрет адели блох бауэр - картинка 1

Судьба женщины и картины. Золотая Адель. Климт

Густав Климт.Портрет Адели Блох-Бауэр I, 1907г.

В этой истории участвуют: Густав Климт, роковая женщина Адель Блох-Бауэр, картина стоимостью 135 миллионов долларов, племянница Мария Альтман, правительство США и Австрии.

О МОДЕЛИ И ХУДОЖНИКЕ

Познакомимся ближе с Аделью Блох-Бауэр.

Отец Адели, Мориц Бауэр, крупный банкир, Председатель Ассоциации Австрийских Банкиров, долго искал достойных женихов для своих дочерей, и выбрал братьев Фердинанда и Густава Блох, занимавшихся сахарным производством и имевшим несколько предприятий, акции которых непрерывно росли.

Адель Бауэр в 1899 году будучи 18 лет от роду вышла замуж за значительно более старшего по возрасту Фердинанда Блоха. До этого ее сестра Мария вышла замуж за брата Фердинанда Блоха — Густава. Обе семьи взяли фамилию Блох-Бауэр.

Мария Альтман, племянница и наследница Адели Блох-Бауэр, описывала свою тетку так: «Постоянно страдающая головной болью, курящая, как паровоз, ужасно нежная и томная. Одухотворенное лицо, самодовольная и элегантная».Семья Фердинанда и Адели принадлежала к избранному слою крупной еврейской буржуазии того периода.

В их салоне собирались живописцы, писатели и такие известные социал-демократы, как Карл Реннер и Юлиус Тандлер.В число художников, которых поддерживала семья Блох-Бауэр, входил и Густав Климт.
Их дружба началась в 1899 году. Адель Блох-Бауэр четыре раза становилась моделью для картин Густава Климта и не подозревала, что помимо всемирной славы ее имя будет замешано и в скандале.

Уже в 1901 году Климт написал «Юдифь I», для которой послужила моделью сама Адель Блох-Бауэр, хотя этот факт нигде не афишировался. Через восемь лет Климт написал «Юдифь II».Обе картины являются воплощениями роковой женщины Климта. Его Юдифь – не библейская героиня, а скорее, жительница Вены, его современница, о чем свидетельствует ее модное, возможно, дорогое шейное украшение.

Картину «Юдифь II» часто в каталогах и журналах называют «Саломеей». Искусствоведы были уверены, что Климт имел в виду именно Саломею, типичную роковую женщину, о которой в конце века вышли книги и полотна Гюстава Моро, Оскара Уайльда, Обри Бердслея, Франца фон Штука и Макса­ Клингера.

Друг Климта Альфред Басс записал в своем дневнике: «Когда я увидел «Саломею» Густава – я понял, что все женщины, которых я знал до сих пор, были ненастоящими. Когда я увидел его «Поцелуй» – понял, что не любил никогда по-настоящему. Когда я увидел эскиз к «Юдифи» – осознал самое страшное, что и не жил я вовсе, а если и жил, то ненастоящей жизнью»

Говорят,что муж знал о связи своей жены Адели с Густавом Климтом и при подписании контракта на новою картину поставил несколько условий,в том числе ,
чтобы художник нарисовал 100 эскизов.Фердинанд надеялся,что Адель при таком долгом позировании надоест Климту. Так это было или нет,но он оказался прав.

В 1903 году Климт получил от Фердинанда Блоха заказ на официальный портрет жены. В следующие четыре года художник создал более 100 набросков для картины, прежде чем в 1907 году смог представить на всеобщее обозрение свою «Золотую Адель», на которой модели было 26 лет.Идею картины художник придумал сразу, а сто набросков понадобилось, чтобы точно определить положение рук и головы. Этот портрет, часто называемый «Австрийской Моной Лизой», считается одним из самых значительных полотен Климта.


РАССМОТРИМ ПОБЛИЖЕ ЗОЛОТУЮ АДЕЛЬ

Изящная женская фигурка сидит в кресле. Свободного пространства над и под ней нет, она занимает всю вертикаль картины. Изображение головы кажется обрезанным вверху. Чёрные, убранные наверх волосы и непропорционально большой красный рот контрастируют с чрезвычайно бледной, почти бело-голубой кожей.

Женщина держит сцепленные в динамическом изгибе руки перед грудью и смотрит прямо на зрителя, чем достигается усиление визуального воздействия.Поверх обтягивающего фигуру платья наброшена шаль. Она струится, расширяясь от рук к нижнему краю картины. Здесь также преобладают золотые тона. Декольте платья украшает тонкая кайма из прямоугольников и широкая полоса с двойным рядом треугольников.

Затем использован узор из беспорядочно расположенных стилизованных глазков, вписанных в треугольники. Накидка с орнаментом из спиралей, фигур-листьев и едва обозначенных складок кажется чуть светлее платья.

Говорят, что свои портреты Климт писал с обнаженных моделей, а уже потом закрывал тела плоскими орнаментальными одеждами. Возможно, и так, но то, что пуританская публика называла «испорченностью», буквально сочится с этого полотна.Но при этом художник точно изобразил молодую женщину, уставшую от собственной респектабельности, от богатой жизни, превратившейся в золотую клетку, и желающую вырваться на свободу.

Натуралистично были изображены только лицо, плечи и руки. Интерьер вместе с развевающимся платьем и мебель лишь обозначены и, переходя в орнамент, становятся абстрактными, что отвечало колористической гамме и формам, которые использовал Климт на рубеже веков.
Кресло, также золотое, выделяется на общем фоне только благодаря рисунку из спиралей — на нём полностью отсутствуют какие-либо тени, полутона или контуры. Небольшой салатово-зелёный фрагмент пола вносит цветовой акцент в общую гамму и помогает придать фигуре устойчивость.
В 1912 году художник пишет ещё один портрет Адели Блох-Бауэр.

Фердинанд Блох-Бауэр приобрёл помимо первого «Портрета Адели Блох-Бауэр I» и второй — «Портрет Адели Блох-Бауэр II», а также ещё четыре пейзажа: «Березовая роща», «Замок Каммер на озере Аттерзее III» «Яблоня I», «Дома в Унтерахе-ам-Аттерзее».

Готовый «Портрет Адели Блох-Бауэр I» в 1907 году был сразу выставлен в ателье художника в Вене и в этом же году появился в журнале «Немецкое искусство и декорация», а потом и на международной художественной выставке в Манхайме.

В 1910 г. портрет находился в зале Климта в рамках IX международной экспозиции вВенеции. До 1918 г. портрет не выставлялся и находился в распоряжении Фердинанда и Адели Блох-Бауэр. С1918 по 1921 гг. — в австрийской государственной галерее.

Адель Блох-Бауэр умерла 24 января 1925 г., оставив завещание, в котором просила своего мужа после его смерти передать два её портрета и четыре пейзажа кисти Густава Климта австрийской государственной галерее.Но он этого не сделал,передав австрийской галерее,только один пейзаж.

Во время войны Фердинанд Блох-Бауэр бежал сначала в Чехословакию, а потом в Швейцарию. Картины вместе с большей частью его состояния остались в Австрии.Его состояние и собрание живописи было экспроприировано нацистами. В 1941 г. австрийская галерея выкупила полотна Климта «Портрет Адели Блох-Бауэр I» и «Яблоня I»

Адольф Гитлер положительно относился к творчеству Густава Климта. Они встречались с Климтом, когда Гитлер пытался поступить в Академию Живописи в Вене. Тогда Климт уже был почетным профессором этой академии. В то время Гитлер зарабатывал себе на жизнь тем, что рисовал небольшие картинки с видами Вены и продавал их туристам в ресторанах и трактирах.

Фердинанд Блох-Бауэр умер 13 ноября 1945 г. в Цюрихе. Перед смертью он отменил в своём завещании дарение картин австрийским музеям.Поскольку у Фердинанда и Адели детей не было, наследниками Фердинанд назначил детей своего брата – Марию Альтман, Луизу Гутманн и Роберта Бентли. Незадолго до своей смерти он нанял венского адвоката Ринеша для защиты интересов наследников.

В 1946 году Австрия объявила все правовые акты, созданные нацистами, недействительными. Однако при возвращении хозяевам конфискованных нацистами художественных ценностей Австрия применяла к собственникам тактику добровольно-принудительной передачи ими музеям художественных шедевров в обмен на разрешение вывезти из страны основную часть их собраний.

Так же произошло и с пятью картинами Климта: они остались в Австрийской галерее – в обмен на то, что наследники Блох-Бауэров получили возможность вывезти основную часть коллекции.Казалось бы, в истории можно было поставить точку, но в 1998 году Австрия приняла Закон о реституции предметов искусства, который обязывал вернуть произведения искусства, разграбленные нацистами, и позволял любому гражданину запросить в музеях информацию о том, каким путем произведения искусства попали в их фонды.

В этом же году австрийский журналист, работая в архивах, обнаружил документы, в которых была сфальсифицирована передача картин Климта в Австрийскую галерею Бельведер. Если помните, Фердинанд Блох-Бауэр в 1936 году подарил галерее только один пейзаж.

Последовала серия статей на эту тему, и единственная из живых наследников Блох-Бауэров, гражданка США Мария Альтман, узнав об этом, обратилась в суд. В феврале 2006 года знаменитая «Золотая Адель» и еще четыре картины Климта после судебного процесса «Мария Альтман против Австрийской республики» по решению международного суда стали личной собственностью 79-летней Марии Альтман, жившей с 1942 года в Лос-Анджелесе.

При этом правительство Австрии заявляло о своем желании сохранить в стране работы Климта. Австрия предприняла беспрецедентные в истории государства меры по спасению национального достояния: велись переговоры с банками о займе на покупку картин, правительство страны обратилось к населению с просьбой о помощи, намереваясь выпустить «облигации Климта».

Общественность объявила подписку по сбору средств, и пожертвования стали поступать не только от австрийцев. Однако цена в 150 млн. долларов, запрошенная Марией Альтман, в течение месяца взлетела до 245, а затем и до 300 млн. После такого «алчного поведения» наследницы Австрия отказалась от права преимущественной покупки картин, и пять картин Климта были перевезены в Лос-Анджелес.

У Марии Альтман был редкий шанс войти в историю Австрии, проявив благородство и оставив полотна Климта на его родине. Конечно, не безвозмездно, ведь первоначальная оценка в 150 млн. долларов рассматривалась в Австрии как справедливая компенсация. Однако последующий взлет цены в два раза и неуступчивость Альтман, конечно, не прибавили симпатии к этой пожилой женщине на родине художника.

Кроме того, фактически было нарушено завещание самой Адели Блох-Бауэр, которая пожелала передать картины Австрийской галерее. Парадоксально, но волю Адели как бы выполнил нацистский режим, передав галерее картины Климта. Надо отметить, что портреты Адели, несмотря на разгул антисемитизма в Австрии того времени, выставлялись в музее и во времена нацизма.

В начале февраля 2006 года более четырех тысяч австрийцев и гостей Вены пришли в галерею Бельведер, чтобы последний раз увидеть пять картин Климта, которые перешли в частные руки. «Золотая Адель» была визитной карточкой венской галереи Бельведер, она долгие годы была помещена на обложки каталогов и альбомов о музее.

14 февраля 2006 года картины улетели за океан, а уже 19 июня в газетах появилось сообщение о том, что «Портрет Адели Блох-Бауэр I» приобрел за 135 млн. долларов Рональд Лаудер и поместил его в своей Новой галерее в Нью-Йорке. Теперь «Золотой Аделью» могут любоваться жители и гости Нью-Йорка, а всем прочим остается видеть знаменитую картину Климта на сувенирной продукции.
Кроме двух портретов Адели было переданы и три пейзажа.

7 февраля 2011 года Марии Альтман не стало, но ее наследники, даже при их большом желании, не смогли бы подарить картины Климта австрийской галерее Бельведер, поскольку все они уже были распроданы частным лицам.

Необыкновенная история «Золотой Адели»

Эту картину называют австрийской Моной Лизой

В этой истории участвовали знаменитый художник Густав Климт, роковая женщина Адель Блох-Бауэр, ее племянница Мария Альтман, картина стоимостью 135 миллионов долларов, правительства США и Австрии.Портрет адели блох бауэр - картинка 4«Портрет Адели Блох-Бауэр I». Худ. Г. Климт, 1907. С сайта commons.wikimedia.org

Портрет адели блох бауэр - картинка 5

«Юдифь и голова Олоферна». С сайта commons.wikimedia.org

Портрет адели блох бауэр - картинка 6

Густав Климт. С сайта ceskatelevize.cz

Портрет адели блох бауэр

Портрет адели блох бауэр - картинка 7

Примечательно, что основная идея картины существовала уже на этом раннем этапе. Спорными оставались лишь точная позиция модели, прежде всего, положение рук и головы.

Техника и стиль

Портрет адели блох бауэр - картинка 9

Портрет адели блох бауэр - картинка 10

Портрет Адели Блох-Бауэр относится к золотому периоду в творчестве Климта. В 1903 г. во время поездки по Италии художника вдохновили богато украшенные золотом церковные мозаики в Равенне и Венеции, древний язык которых он перенёс в современные формы изобразительного искусства. Он экспериментировал с различными техниками живописи для того, чтобы придать поверхности своих работ новый облик. В дополнение к масляной живописи он использовал технику рельефа и позолоту.

Натуралистично изображены только лицо, плечи и руки. Интерьер вместе с развевающимся платьем и мебель лишь обозначены, переходя в орнамент, становится абстрактным и не даёт никакой пространственной ориентации, что отвечает колористической гамме и формам, используемым Климтом в 1898—1900 гг.

Климт восхищался византийским, минойским, микенским и египетским искусством, а также средневековой религиозной живописью Италии. Кроме того, в формах полотна отражается влияние модного в то время в Европе японского искусства гравюры Укиё-э и живописи эпохи Эдо. Не в последнюю очередь ощущаются и характерные черты французского импрессионизма, который был известен в Австрии во многом благодаря Венскому сецессиону — группе художников, к которой до 1905 года принадлежал и сам Климт.

Другие известные работы Климта: «Водяные змеи I», «Фриз Стокле» — заказ некоего бельгийского промышленника из Брюсселя, «Три возраста женщины», «Поцелуй», который вместе с «Золотой Аделью» составляют вершину творчества золотого периода Климта. Женщины были в эти годы главным мотивом в работах Климта.

Портрет адели блох бауэр - картинка 12

Портрет адели блох бауэр - картинка 13

Ожидание (Фриз Стокле), 1904—1910

Портрет адели блох бауэр - картинка 15

Портрет адели блох бауэр - картинка 16

Портрет адели блох бауэр - картинка 17

Мария

К концу XX века выросло поколение людей, которые родились в военные годы или вовсе после войны. Эти люди задавали вопросы. Австрия всколыхнулась, заговор молчания и образ «первой жертвы нацизма» поползли по швам. Результатом, помимо прочего, стал новый закон о реституции. Об этом тут же сообщили 82-летней Марии Альтман, хозяйке магазина одежды в Лос-Анжелесе.

Кто такая Мария? Помните сестру Адели – Терезу? Так вот, у неё было две дочери, Луиза и Мария. Мария незадолго до аншлюса вышла замуж, а через неделю после возвращения из свадебного путешествия в квартире новобрачных поселился Феликс Ландау. Вскоре мужа Марии забрали в Дахау, но чудесным образом вернули оттуда, и молодые бежали из страны. Осели они, как вы уже догадались, в Лос-Анжелесе.

Адель

8 августа 1881 года в Вене, в семье иммигрантов-евреев по фамилии Бауэр родилась дочь. Её назвали Адель, что по-древнегермански означает «благородная». Имя девочки символизировало большие надежды её родителей.

В 18 лет Адель вышла замуж за Фердинанда Блоха. Он увидел её на свадьбе брата – и влюбился. На ком женился брат? На старшей сестре юной Адели – Терезе! Фердинанд был сильно старше, он коллекционировал фарфор, увлекался охотой и был успешным сахарозаводчиком. А ещё он обожал свою жену – эмансипированную женщину, которая курила сигареты в длинном золотом мундштуке, изучала философию, проповедовала социализм, атеизм и равные права для женщин и на всё имела свои взгляды.

Фюрер

24 января 1925 Адель скончалась. Ей было 44. Фердинанд украсил квартиру её портретами кисти Климта, оставил её комнату нетронутой, как будто жена только что вышла и вот-вот вернётся. В комнате всегда стояли свежие цветы. 13 марта 1938 свершился аншлюс. Сестра Адели Тереза, да и большая часть родственников и друзей до последнего момента не понимали, что происходит и чем это грозит.

Фердинанд сложным путём оказался в Цюрихе. В его опустевшую венскую квартиру пришли искусствоведы (зубы сжимаются, когда пишу это, – но, да, мои коллеги не всегда служат просвещению, иногда они выбирают сторону откровенного зла). Они решали судьбу коллекции фарфора и живописи. Климт их не заинтересовал.

Но Климт заинтересовал юриста Эриха Фюрера, который снял «Золотую Адель» со стены, бережно упаковал и отправил в главную галерею Австрии – Бельведер, – сопроводив посланием «Хайль Гитлер!»

История полотна

Портрет адели блох бауэр - картинка 18

Портрет адели блох бауэр - картинка 10

Готовый «Портрет Адели Блох-Бауэр I» в 1907 году был сразу выставлен в ателье художника в Вене и в этом же году появился в журнале «Немецкое искусство и декорация», а потом и на международной художественной выставке в Манхайме. В 1910 г. портрет находился в зале Климта в рамках IX международной экспозиции в Венеции. До 1918 г. портрет не выставлялся и находился в распоряжении Фердинанда и Адели Блох-Бауэр. С 1918 по 1921 гг. — в австрийской государственной галерее.

Адель Блох-Бауэр умерла 24 января 1925 г., оставив завещание, в котором просила своего мужа после его смерти передать два её портрета и четыре пейзажа кисти Густава Климта австрийской государственной галерее. При оглашении завещания её муж согласился выполнить волю покойной. Один из пейзажей — «Замок Каммер на озере Аттерзее III» он подарил в 1936 г. Австрийской галерее Бельведер. «Портрет Адели Блох-Бауэр I» в 1937 г. участвовал в выставке австрийского искусства в Париже и Берне.

Когда после аншлюса 12—13 марта 1938 года Австрия стала частью Третьего рейха, Фердинанд Блох-Бауэр бежал сначала в Чехословакию, а потом в Швейцарию. Картины вместе с большей частью его состояния остались в Австрии. В его летней резиденции Фердинанда Блох-Бауэра после аннексии Чехословакии жил Райнхард Гейдрих. Фердинанд Блох-Бауэр умер 13 ноября 1945 г. в Цюрихе. Перед смертью он отменил в своём завещании дарение картин австрийским музеям.

Его состояние и собрание живописи было экспроприировано нацистами. В 1941 г. австрийская галерея выкупила полотна Климта «Портрет Адели Блох-Бауэр I» и «Яблоня I». Поскольку у семьи Блох-Бауэр не было детей, то своими наследниками Фердинанд Блох-Бауэр назначил детей своего брата — Марию Альтман, Луизу Гутманн и Роберта Бентли. Незадолго до своей смерти он нанял венского адвоката Ринеша для защиты интересов наследников.

В 1998 г. в Австрия приняла Закон о реституции предметов искусства, который позволял любому гражданину запросить в музеях информацию о том, каким путём произведения искусства попали в их фонды. Один из журналистов, изучавших музейные архивы, информировал Марию Альтман об обстоятельствах приобретения картин Климта австрийским государственным музеем. В 2005 г. после судебного процесса «Мария Альтман против Австрийской республики» картины были переданы законным владельцам [4] .

После того как Австрия отказалась от права преимущественной покупки картин, пять картин Климта — «Портрет Адели Блох-Бауэр I», «Портрет Адели Блох-Бауэр II», «Березовая роща», «Яблоня I» и «Дома в Унтерахе близ Аттерзее», оцениваемые в 300 млн долларов, 14 февраля 2006 г. были привезены Лос-Анджелес, где Мария Альтман жила с 1942 г. 19 июня в газетах появилось сообщение о том, что Рональд Лаудер приобрел «Портрет Адели Блох-Бауэр I» за 135 млн долларов. Портрет с тех пор находится в основанной Лаудером Новой галерее в Нью-Йорке.

«Золотая Адель»: шедевр Климта с детективной историей

Одна из самых известных картин короля модерна Густава Климта 60 лет провисела в музее не под своим именем, а возвращение имени обернулось международным скандалом. Как так вышло?

Портрет

Фердинанд заказал портрет любимой жены в подарок её родителям. О выборе художника речи даже не шло. Конечно, Климт! Женщины из чопорных католических семей ему позировать боялись – вместе с портретом они получили бы шёпот за спиной и клеймо очередной любовницы мастера. Потому что все же знают, что у него миллион любовниц, и известно чем вы с ним будете наедине заниматься.

Свободных и уверенных в себе евреев это не смущало. Они не боялись болтовни, покровительствовали перспективным художникам и бесстрашно заказывали Климту портреты своих жён. Впрочем, венские католики оказались правы: вместе с портретом (а точнее, тремя портретами) Адель получила легенду о том, как Фердинанд заказал его во исполнение хитрого плана по избавлению жены от любовника. И это чистый вымысел.

Как только портрет показали публике, он тут же стал легендой. Габсбурги одалживали картину для международных выставок, она была символом имперской роскоши, венского великолепия, ослепительного, сказочного мира, к которому многие хотели принадлежать. Например, юный художник-неудачник Адольф Гитлер – он часто приходил на Рингштрассе из своего бедняцкого квартала. На Рингштрассе, где жила Адель.

Джоконда

В Бельведере отлично понимали две вещи: во-первых, на них с картины смотрит еврейка, и слишком много людей об этом знает. Да, многие из знающих уже в концлагерях или в эмиграции. Но многие в Вене, ибо чистокровные арийцы.

Во-вторых, картина давно стала символом имперской мощи и того, по чему мы все тут так тоскуем. И возрождаем, конечно. Как всякий символ, картина может сослужить хорошую службу – она будет греть жителей Вены нежными воспоминаниями и подстёгивать в борьбе за светлое арийское будущее.

Дело за малым: в свежем каталоге картину обозначили как «Женщину в золотом», а те, кто знал о её происхождении, понимали, что молчание – золото. За последующие 60 лет слава прекрасной незнакомки существенно выросла, она стала канонической венской красавицей и обрела гордое прозвище «Австрийская Джоконда».

Реституция

Конечно, после Второй Мировой была реституция. Но Австрия заняла позицию жертвы и, благодаря овечьей шкурке, сохранила не только свободу, но и посты большинству чиновников и музейных сотрудников, которые способствовали арианизации.

Реституция для Бельведера, существенно обогатившего свою коллекцию за счёт украденного у евреев, прошла практически безболезненно. На самые ценные картины попросту не выдавались выездные визы, а выживших владельцев или их наследников убеждали в том, что ничего у них не воровали, они сами всё подарили любимому городу. Ну, или сейчас подарят.

Новый дом

Мария развязала войну с Австрией: ведь новый закон давал хрупкую надежду на то, что правда восторжествует. Её адвокатом стал Рэндол Шёнберг, внук композитора Шёнберга – и друга Адели. Дело казалось обречённым на провал многим, – но не Марии. Спустя 7 лет она добилась своего.

В начале процесса Мария готова была оставить портрет своей тёти в Бельведере, если только музей публично признает, что картина была украдена. Этого, конечно, не произошло, и после громкой победы в 2005 году портрет улетел в США. Там его купил Рональд Лаудер – сын Эсте Лаудер и основатель Новой Галереи в Нью-Йорке. Рональд заплатил рекордные на тот момент 135 млн $. Жемчужина коллекции его музея поселилась в новом доме под именем «Портрет Адели Блох-Бауэр I». Так, спустя 68 лет после аншлюса к Адели не только вернулось имя, – оно прогремело на весь мир.

Если вы предпочитаете не читать, а слушать, приходите ко мне на лекции в Москве или зовите меня в свой город!

Портрет Адели Блох-Бауэр I (Золотая Адель)

Портрет адели блох бауэр - картинка 20

Описание картины «Портрет Адели Блох-Бауэр I (Золотая Адель)»

«Золотая Адель» долгие годы была самым настоящим национальным символом Австрии. По популярности и тиражируемости она ничуть не уступала другой знаменитой картине Климта – «Поцелую». Сувенирные лавки в Вене были переполнены самыми разнообразными предметами с изображением этой роковой красавицы с высокой прической и томными глазами, полуприкрытыми тяжелыми веками. Когда Австрии пришлось расстаться с картиной, это событие стало трагедией национального масштаба. Провожая «Золотую Адель» в США, многие австрийцы плакали, не стесняясь. На протяжении всего существования этого полотна его сопровождали интриги и скандалы. А началось все с истории о мести.

Существует легенда, согласно которой Фердинанд Блох-Бауэр заказал Густаву Климту портрет своей жены Адель, узнав об их романе. Оскорбленный и униженный мужчина придумал идеальный план мести неверной супруге и ее любовнику. Он пообещал художнику астрономическую сумму за уникальное полотно, во время работы над которым Климту приходилось бы проводить вместе с Адель так много времени, что вскоре она ему бы просто опротивела. Блох-Бауэр был наслышан о многочисленных любовницах художника и о том, что ни одна из них не задерживалась рядом с Климтом надолго. В итоге «Портрет Адели Блох-Бауэр» стал не только выгодным капиталовложением, но и прекрасным способом отомстить жене, которая вынуждена была каждый день наблюдать, как угасает страсть ее любовника.

Когда в 1938 году Германия вторглась в Австрию, практически всем имуществом семьи Блох-Бауэр завладели нацисты. В годы Второй Мировой портрет Адели скрывали от публики из-за явного еврейского происхождения модели, но после войны она заняла место в Галерее Бельведер. Единственная оставшаяся в живых представительница семьи Блох-Бауэр, племянница Фердинанда и Адели Мария Альтман, сбежавшая от преследования нацистов и ставшая гражданкой США, лишь в 1998 году узнала, что по завещанию дяди именно она является владелицей портрета. Так началась 8-летняя судебная волокита, ставшая причиной международного скандала. Но, в конце концов, Марии Альтман удалось вернуть себе и «Золотую Адель», и другие картины Климта, завещанные Фердинандом. Весной 2015 года на экраны вышел фильм «Женщина в золотом» с Хелен Миррен и Райаном Рейнольдсом в главных ролях, повествующий о борьбе Марии Альтман и ее адвоката с австрийскими властями.

Портрет Адели Блох-Бауэр можно, пожалуй, назвать квинтэссенцией всего «Золотого периода» творчества Климта. В частности, это касается обилия драгоценного материала, который художник использовал в этой работе (Климт декорировал свои картины настоящим сусальным золотом). Тем не менее, полотно не выглядит вычурным или аляповатым. Обилие золота удивительным образом не создает ощущения богатства и роскоши, оно кажется лишь естественным обрамлением для красивой женщины, лицо и руки которой как будто выхвачены светом из общей картины. Климт написал портрет Адели на пике своей карьеры, использовав техники и приемы, которые позволяют безошибочно определить авторство любой из его зрелых работ. Здесь есть и отсылки к египетскому и византийскому искусству, и разнообразие орнаментов, мастерски вписанных в пространство картины и облачение героини, и, конечно же, неуловимая чувственная аура, окружающая «Золотую Адель».

Необычная судьба «Портрета Адели Блох-Бауэр» – одной из самых дорогих картин Густава Климта

Историю картины, известной всему миру как «Золотая Адель» или «Австрийская Мона Лиза», можно назвать детективной. Поводом для ее создания была месть мужа за любовную связь с его женой художника Густава Климта, картина осталась невредимой во времена Второй Мировой войны, а в послевоенное время «Портрет Адели Блох-Бауэр» стал предметом распри между Австрией и США.

Портрет адели блох бауэр - картинка 21

Адель Блох-Бауэр | Фото: liveinternet.ru

В 1904 г. сахарозаводчик Фердинанд Блох-Бауэр узнал об измене своей жены. Вся Вена говорила о романе Адели и художника Густава Климта. Он находил в любовных связях неиссякаемый источник вдохновения, о его многочисленных увлечениях было широко известно. И чтобы соперник быстрее пресытился и бросил любовницу, муж Адели придумал оригинальный способ: он заказал Климту большой портрет своей жены, в надежде на то, что позируя и находясь слишком часто рядом с художником, она ему быстро наскучит.

Портрет адели блох бауэр - картинка 22

Выдающийся австрийский художник Густав Климт | Фото: vistanews.ru и liveinternet.ru

К вопросу оформления контракта Фердинанд подошел со всей серьезностью: он знал, что Климт был востребованным художником, и его картины были выгодным вложением капитала. К тому же таким образом ему удалось бы увековечить свою фамилию.

Портрет адели блох бауэр - картинка 23

Г. Климт. Портрет Адели Блох-Бауэр I, 1907 | Фото: gklimt.ru

Адель Блох-Бауэр была хозяйкой модного салона, где собирались поэты, художники и другие представители творческой элиты Вены. Вот как о ней вспоминала её племянница Мария Альтман: «Страдающая, постоянно страдающая головной болью, курящая как паровоз, ужасно нежная и томная. Одухотворённое лицо, самодовольная и элегантная».

Портрет адели блох бауэр - картинка 24

Г. Климт. Портрет Адели Блох-Бауэр II, 1912 | Фото: gklimt.ru

На предложение написать портрет Адели художник согласился. Сумма вознаграждения была очень приличной. Климт работал 4 года, за это время он создал около 100 эскизов и знаменитую «Золотую Адель». Если художника с натурщицей и связывали какие-то отношения, то за это время они действительно прекратились.

Портрет адели блох бауэр - картинка 25

Г. Климт. Эскизы к портрету Адели Блох-Бауэр | Фото: obiskusstve.com

Портрет адели блох бауэр - картинка 26

Г. Климт. Эскизы к портрету Адели Блох-Бауэр | Фото: obiskusstve.com

В 1918 г. в возрасте 52 лет Климт скончался. Адель пережила его на 7 лет. Перед своей смертью она просила мужа завещать три картины, в том числе ее портрет, музею Бельведер. До 1918 г. портрет был в распоряжении семьи Блох-Бауэр, а с 1918 по 1921 гг. – в австрийской государственной галерее. В 1938 г. Австрия вошла в состав нацистской Германии. Из-за начавшихся еврейских погромов Фердинанду пришлось оставить свое жилье и все имущество и бежать в Швейцарию.

Портрет адели блох бауэр - картинка 27

Густав Климт | Фото: arttower.ru

Во время войны коллекция была конфискована Германией и передана Австрийской галерее. Из-за еврейского происхождения автора и натурщиц эти полотна не попали в коллекцию фюрера, но все же их не уничтожили. Якобы Гитлер встречался с Климтом еще в те времена, когда пытался поступить в Академию живописи в Вене, и тот позитивно оценил его творчество. Впрочем, достоверных подтверждений этого не сохранилось.

Портрет адели блох бауэр - картинка 29

Густав Климт | Фото: tuttartpitturasculturapoesiamusica.com и gklimt.ru

Портрет адели блох бауэр - картинка 30

Г. Климт. Портрет Адели Блох-Бауэр I, 1907. Фрагмент | Фото: lisimg.com

После войны «Портрет Адели Блох-Бауэр» оказался в музее Бельведер в Вене, и пребывал бы там до сих пор, но однажды обнаружилось завещание Фердинанда Блох-Бауэра, в котором он все свое имущество завещал племянникам – детям своего брата. На тот момент в живых оставалась только Мария Альтман, бежавшая во время войны в США и получившая американское гражданство. Судебные разбирательства длились 7 лет, после чего все же было признано право Марии на владение пятью картинами Густава Климта, в том числе «Золотой Адели».

Портрет адели блох бауэр - картинка 31

Мария Альтман и знаменитый портрет ее тети Адели | Фото: static.dramastyle.com

Тогда всполошилась вся Австрия. Газеты выходили с заголовками: «Австрия лишается своей реликвии!», «Не отдадим Америке наше национальное достояние!». Но это все же пришлось сделать. Мария была согласна оставить картины в Австрии, если бы ей выплатили их рыночную стоимость – 300 млн долларов! Но эта сумма была слишком большой, и полотна отправились в США, где за 135 млн долларов их выкупил у наследницы Рональд Лаудер для своей галереи в Нью-Йорке. Австрийцы же теперь довольствуются лишь сувенирной продукцией с изображениями Адели Блох-Бауэр.

Портрет адели блох бауэр - картинка 32

Сувенирная продукция с изображением Адели Климта | Фото: obiskusstve.com и boom-dom.ru

Портрет адели блох бауэр - картинка 33