Здесь грязь и бред и вши

Здесь грязь и бред и вши - картинка 1

Здесь грязь и бред и вши

20 ноября 1916 г.

Михаила Дудина

Здесь грязь и бред и вши - картинка 2

Здесь грязь, и бред, и вши в траншеях.

И розовое облако вдали.

Душа моя, когда ж похорошеют

Обугленные площади земли?

Давно пора. Под пеленою пепла

Протухли трупы и свернулась кровь.

Душа моя, ты в сотый раз ослепла

От чёрствых слёз и прозреваешь вновь.

Смотри – весна. И над равниной русской

. Влетела в амбразуру трясогузка

И весело уселась на лафет.

Добавить комментарий

Политика конфеденциальности

Администрация сайта Литературно-музыкальная Студия Александра Васина-Макарова (www.studia-vasin.ru) (далее Сайт) с уважением относится к правам посетителей Сайта. Мы безоговорочно признаем важность конфиденциальности личной информации посетителей нашего Сайта. Данная страница содержит сведения о том, какую информацию мы получаем и собираем, когда Вы пользуетесь Сайтом. Мы надеемся, что эти сведения помогут Вам принимать осознанные решения в отношении предоставляемой нам личной информации.

Настоящая Политика конфиденциальности распространяется только на Сайт и на информацию, собираемую этим сайтом и через его посредство. Она не распространяется ни на какие другие сайты и не применима к веб-сайтам третьих лиц, с которых могут делаться ссылки на Сайт.

Сбор информации
Когда Вы посещаете Сайт, мы определяем имя домена Вашего провайдера и страну (например, “rostelecom.ru”) и выбранные переходы с одной страницы на другую (так называемую «активность потока переходов»).

Сведения, которые мы получаем на Сайте, могут быть использованы для того, чтобы облегчить Вам пользование Сайтом, включая, но не ограничиваясь:
— организация Сайта наиболее удобным для пользователей способом
— предоставление возможности подписаться на почтовую рассылку по специальным предложениям и темам, если Вы хотите получать такие уведомления

Сайт собирает только личную информацию, которую Вы предоставляете добровольно при посещении или регистрации на Сайте. Понятие «личная информация» включает информацию, которая определяет Вас как конкретное лицо, например, Ваше имя или адрес электронной почты. Тогда как просматривать содержание Сайта можно без прохождения процедуры регистрации, Вам потребуется зарегистрироваться, чтобы воспользоваться некоторыми функциями, например, оставить свой комментарий к статье.

Сайт применяет технологию «cookies» («куки») для создания статистической отчетности. «Куки» представляет собой небольшой объем данных, отсылаемый веб-сайтом, который браузер Вашего компьютера сохраняет на жестком диске Вашего же компьютера. В «cookies» содержится информация, которая может быть необходимой для Сайта, — для сохранения Ваших установок вариантов просмотра и сбора статистической информации по Сайту, т.е. какие страницы Вы посетили, что было загружено, имя домена интернет-провайдера и страна посетителя, а также адреса сторонних веб-сайтов, с которых совершен переход на Сайт и далее. Однако вся эта информация никак не связана с Вами как с личностью. «Cookies» не записывают Ваш адрес электронной почты и какие-либо личные сведения относительно Вас. Также данную технологию на Сайте использует установленный счетчик компании Spylog/LiveInternet/и т.п.

Кроме того, мы используем стандартные журналы учета веб-сервера для подсчета количества посетителей и оценки технических возможностей нашего Сайта. Мы используем эту информацию для того, чтобы определить, сколько человек посещает Сайт и организовать страницы наиболее удобным для пользователей способом, обеспечить соответствие Сайта используемым браузерам, и сделать содержание наших страниц максимально полезным для наших посетителей. Мы записываем сведения по перемещениям на Сайте, но не об отдельных посетителях Сайта, так что никакая конкретная информация относительно Вас лично не будет сохраняться или использоваться Администрацией Сайта без Вашего согласия

Чтобы просматривать материал без «cookies», Вы можете настроить свой браузер таким образом, чтобы она не принимала «cookies» либо уведомляла Вас об их посылке (различны, поэтому советуем Вам справиться в разделе «Помощь» и выяснить, как изменить установки машины по «cookies»).

Совместное использование информации.
Администрация Сайта ни при каких обстоятельствах не продает и не отдает в пользование Вашу личную информацию, каким бы то ни было третьим сторонам. Мы также не раскрываем предоставленную Вами личную информацию за исключением случаев предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Администрация сайта имеет партнерские отношения с компанией Google, которая размещает на возмездной основе на страницах сайта рекламные материалы и объявления (включая, но не ограничиваясь, текстовые гиперссылки). В рамках данного сотрудничества Администрация сайта доводит до сведения всех заинтересованных сторон следующую информацию:
1. компания Google как сторонний поставщик использует файлы cookie для показа объявлений на Сайте;
2. файлы cookie рекламных продуктов DoubleClick DART используются Google в объявлениях, показываемых на Сайте, как участнике программы AdSense для контента.
3. использование компанией Google файлов cookie DART позволяет ей собирать и использовать информацию о посетителях Сайта (за исключением имени, адреса, адреса электронной почты или номера телефона), о Ваших посещениях Сайта и других веб-сайтов с целью предоставления наиболее релевантных объявлений о товарах и услугах.
4. компания Google в процессе сбора данной информации руководствуется собственной политикой конфидециальности;
5. пользователи Сайта могут отказаться от использования файлов cookie DART, посетив страницу с политикой конфиденциальности для объявлений и сети партнерских сайтов Google ( http://www.google.com/privacy_ads.html).

Отказ от ответственности
Помните, передача информации личного характера при посещении сторонних сайтов, включая сайты компаний-партнеров, даже если веб-сайт содержит ссылку на Сайт или на Сайте есть ссылка на эти веб-сайты, не подпадает под действия данного документа. Администрация Сайта не несет ответственности за действия других веб-сайтов. Процесс сбора и передачи информации личного характера при посещении этих сайтов регламентируется документом «Защита информации личного характера» или аналогичным, расположенном на сайтах этих компаний.

http://www.studia-vasin.ru/antologiya-russkogo-lirizma-xx-vek-xm-poeticheskij-kalendar-xm/63-antologiya-russkogo-lirizma-xx-vek/973-20-noyabrya-1916-goda-den-rozhdeniya-mikhaila-dudina.html

Анализ стихотворения Здесь грязь, и бред, и вши в траншеях

М. Дудин – стихотворение «Здесь грязь, и бред, и вши в траншеях…».

«Окопная правда» о войне звучит в стихотворении М. Дудина «Здесь грязь, и бред, и вши в траншеях…». Война здесь увидена глазами простого бойца, человека, сидящего в окопе, готовящегося принять бой. Перед лирическим героем пред­стает правдивая, неприглядная картина: «грязь, и бред, и вши в траншеях», протухшие трупы, свернувшаяся кровь. Карти­на эта разрастается, приобретая глобальные масштабы: «Обуг­ленные площади Земли». Используя прием олицетворения, поэт говорит здесь о влиянии войны на человеческую душу:

Душа моя, ты в сотый раз ослепла От черствых слез и прозреваешь вновь.

Вместе с тем война противопоставлена здесь мирной при­роде, рождающей в душе человека надежду: «Смотри – весна. И над равниной русской Молочно-лиловатый свет. …Влетела в амбразуру трясогузка И весело уселась на лафет». Финал стихотворения оптимистичен: жизнь идет своим чередом, так же наступает весна, так же живут птицы и звери. И войне не дано повернуть вспять это живое течение жизни.

http://sochineniye.ru/analiz-stihotvoreniya-zdes-gryaz-i-bred-i-vshi-v-transheyah/

Особенности построения стихотворения «Здесь грязь, и бред, и вши в траншеях»
Пожалуйста быстрее срочно.

Ответ

Здесь грязь и бред и вши - картинка 4

Ответ:романтическими пейзажами, философскими размышлениями.

Прочитав это стихотворение, нам становится понятно что поэт верил в возрождение родной земли из пепла, несмотря ни на что продолжал воевать дальше, хотя мысли его были о том что “…весна! И над равниной русской Молочно-лиловатый свет…”

Основной троп, на котором держится все стихотворение – антитеза, с помощью которой показывается смена настроения автора на протяжении всего стихотворения.

Здесь грязь, и бред, и вши в траншеях,

И розовое облако вдали.

Для описания природы вокруг лирического героя Дудин использует эпитеты “розовое

облако”, “молочно-лиловатый свет”.

http://znanija.com/task/35855669

Читаем «Антологию русского лиризма. ХХ век»

Михаил Дудин

(20 ноября 1916 — 31 декабря 1993)

Здесь грязь и бред и вши - картинка 5

Родом из деревни Клевнёво Ивановской губернии. Рано осиротел, жил с дедом, который научил его грамоте по книге стихотворений Некрасова. Учился в школе крестьянской молодежи, затем в Ивановском педагогическом институте (вечернее отделение).

В 1939 году призван в армию. Воевал на финской войне и на второй германской, участник обороны Ленинграда. В военные годы начал интенсивно печататься, вышло пять сборников стихов.

Всего у Михаила Александровича Дудина при жизни вышло около ста книг… Лауреат Государственной премии РСФСР, Государственной премии СССР, депутат Верховного Совета России, Герой Социалистического Труда, кавалер многих орденов. Помог выпуску книги Д. Андреева «Русские боги» (1989 г.).

http://obiskusstve.com/988802816771623699/chitaem-antologiyu-russkogo-lirizma-hh-vek/

Здесь грязь и бред и вши

RE: Чем объясняется повторяющееся обращение душа моя? стих дудина здесь гряз и бред…..

Здесь грязь, и бред, и вши в траншеях.
И розовое облако вдали.
Душа моя, когда ж похорошеют
Обугленные площади земли?

Давно пора. Под пеленою пепла
Протухли трупы и свернулась кровь.
Душа моя, ты в сотый раз ослепла
От черствых слов и прозреваешь вновь.
Смотри – весна. И над равниной русской
Молочно-лиловатый свет.
…Влетела в амбразуру трясогузка
И весело уселась на лафет.

http://matfaq.ru/answer/re-chem-obyasnyaetsya-povtoryayushcheesya-obrashchenie-dusha-moya-stih-dudina-zdes-gryaz-i-bred/

Анализ стихотворения М. А. Дудина “Здесь грязь, и бред, и вши в траншеях”

Стихотворение “Здесь грязь, и бред, и вши в траншеях” Михаил Дудин написал в 1942 год, в самый разгар Великой Отечественной войны. В стихотворении поэт показывает нам войну глазами солдата, противопоставляя ее картинам природы, видные ему одному. Взгляд его устремляется на широкий земной простор.

Из щели траншеи открываются “обугленные площади земли”, но в поле зрения и маленькая птица, что “весело уселась на лафет”. Поразителен романтический пафос с которым написано это стихотворение – резкие слова контрастируют с романтическими пейзажами, философскими размышлениями. Прочитав это стихотворение, нам становится понятно что поэт верил в возрождение родной земли из пепла, несмотря ни на что продолжал воевать дальше, хотя мысли его были о том что “…весна! И над равниной русской Молочно-лиловатый свет…”

Основной троп, на котором держится все стихотворение – антитеза, с помощью которой показывается смена настроения автора на протяжении всего стихотворения. Здесь грязь, и бред, и вши в траншеях, И розовое облако вдали. Для описания природы вокруг лирического героя Дудин использует эпитеты “розовое облако”, “молочно-лиловатый свет”. Поэт специально выбрал такие нежные цвета, которые контрастируют с черной, обугленной землей военного пейзажа.

Обращение “Душа моя” два раза повторяется в стихотворении. Поэт разговаривает с ней, как с ребенком – уводит от грустных мыслей, говоря: “Смотри – весна. И над равниной русской Молочно-лиловатый свет”. Два последних стиха:

Влетела в амбразуру трясогузка И весело уселась на лафет. Выбивают нас из основной колеи повествования, словно автор только увидел эту картину, сразу решив записать ее на бумаге. Эти строки убирают напряжение и пафос, которыми было полно начало стихотворения.

В стихотворении используется перекрестная женская рифма, стихотворный размер – ямб. Все это вместе придает стихотворению большую резкость, подходящую для его содержания. Стихотворение Дудина цепляет за душу своей простотой, противоречивостью.

Вряд ли кто-нибудь смог бы вложить такое маленькое стихотворение больше смысла и содержания. После прочтения этого стихотворения я сильно заинтересовалась творчеством этого поэта.

Твір на тему: Анализ стихотворения М. А. Дудина “Здесь грязь, и бред, и вши в траншеях”

Related posts:

Анализ стихотворения С. А. Есенина “Снова пьют здесь, дерутся и плачут…” Стихотворение С. А. Есенина “Снова пьют здесь, дерутся и плачут…” (1922) входит в цикл “Москва кабацкая” (1921 – 1924), в котором отразились пессимистичные, упадочнические настроения поэта. 1922 год – время.

Анализ стихотворения В. Я. Брюсова “Кинжал” Валерий Брюсов, классик русской поэзии, очень рано связал свою жизнь с литературой и прошел большой творческий путь. Ему покорились все поэтические жанры: историко-мифологическая поэзия, любовная лирика, тема природная и гражданская.

Анализ стихотворения “Брожу ли я вдоль улиц шумных” Стихотворение Пушкина “Брожу ли я вдоль улиц шумных…” было написано 26 декабря 1829 года. Оно представляет собой философское размышление над тридцатилетним итогом жизни поэта. В стихотворении мысль о неизбежности и.

Анализ стихотворения Аленушка Прокофьева После прочтения стихотворения Александра Прокофьева, сразу же к нам приходит мысль. Поэт будто изобразил известную картину Васнецова словами. Однако есть одна интересная деталь, а точнее, даже несколько-Прокофьев добавил будто бы.

Анализ стихотворения “Анчар” Особенную остроту в условиях последекабрьской действительности приобретала проблема ценности человеческой личности, места человека в мире, его права на жизнь и права на его жизнь со стороны другого человека. Глубоким обобщением.

Анализ стихотворения Жуковского “Листок” Стихотворение было написано в 1818 году. В это время поэт находился в Петербурге и состоял на службе у государя – императора в качестве учителя русского языка у великой княгини Александры.

Анализ стихотворения Тютчева Весенняя гроза Русский поэт Ф. И. Тютчев создал стихотворение “Весенняя гроза” в 1828 году, но через 26 лет в 1854 году поэт решил дополнить свой шедевр второй строфой и скорректировать первую. В.

Анализ стихотворения И. Анненского “Среди миров” Поэтика Иннокентия Анненского вобрала в себя и причудливо синтезировала традиции лирики XIX века, прежде всего, А. С. Пушкина и Тютчева, а также русской психологической прозы. “Это наш Чехов в стихах”.

Анализ стихотворения А. С. Пушкина “Поэт” Стихотворение “Поэт” было написано в 1827 году, когда Пушкин начал все чаще задумываться о своем предназначении. Тема поэта и поэзии прошла через все творчество Пушкина. Стихотворение “Поэт” в этом плане.

Анализ стихотворения Ф. И. Тютчева “Silentium!” (1830) Данное стихотворение относится к шедеврам философской лирики поэта. В переводе с латыни его название означает “Молчание!”. В стихотворении поэт поднимает проблему, к которой уже не раз обращались романтики, особенно.

Анализ стихотворения “О как убийственно мы любим” Вы не замечали, что люди, которым мы причиняем боль, чаще те, кто больше всех нам дороги и близки? Ф. И. Тютчев в своем стихотворении “О как убийственно мы любим” твердит.

Анализ стихотворения С. Есенина “Письмо матери” Мне очень нравится стихотворение “Письмо матери”. Оно является поэтическим посланием Есенина к самому дорогому для него человеку. Каждая строка этого стихотворения полна сдержанной любви и нежности: Ты жива еще, моя.

Анализ стихотворения “Как летней иногда порою…” Стихотворение “Как летней иногда порой” проникнуто чувствами любви к природе, чувствами красоты, свежестью, светом, радостным восприятием окружающего мира. В первой части стихотворения Тютчев рисует яркую картину природы. Она согрета теплым.

Анализ стихотворения А. Т. Твардовского “У славной могилы” 64 года озаряет нашу страну свет победы в Великой Отечественной войне. Нелегкой ценой досталась она советскому народу, который долгих 1418 дней шел дорогами тяжелейшей войны, чтобы спасти свою родины и.

Анализ стихотворения Брюсова “Кинжал” Стихотворение Брюсова “Кинжал” отсылает сразу к двум классическим стихотворениям – пушкинскому “Кинжалу” и стихотворению Лермонтова “Поэт”. От них стихотворение Брюсова наследует метрику, ритм, образный ряд. Стихотворение Пушкина в меньшей степени.

Анализ стихотворения Тютчева Ф. И. “Весенние воды” Стихотворение “Весенние воды” можно отнести к пейзажной лирике Тютчева. Оно было написано в 1830 году. В этом произведении описывается чудесный период ранней весны, пробуждение природы от зимнего сна, наступление радостных.

Анализ стихотворения Пушкина Признание “Признание” Александра Пушкина – одно из стихотворений, относящихся к жанру интимной лирики. Оно написано в 1826 году и посвящено Александре Осиповой – соседке поэта по поместью в Михайловском. Но стихотворение.

Анализ стихотворения Блока На лугу 2 Стихотворение Блока “На лугу” было написано в 1912 году. Это стихотворение было предназначено для детей, так как стих написан на понятном, доступном для детей языке. На первом месте в стихотворении.

Анализ стихотворения Бальмонта ” Я мечтою ловил уходящие тени… “ Стихотворение Бальмонта ” Я мечтою ловил уходящие тени… ” было написано в 1895 году. Я считаю, что это стихотворение наиболее ярко отражает творчество Бальмонта и является гимном символизма. В стихотворении.

Анализ стихотворения С. А. Есенина “Синий туман. Снеговое раздолье” Из всей русской лирики ХХ в. более ярко выделяется поэзия С. А. Есенина. Его произведения красочные, чистые, легкие и наивные. Со временем Есенин стал писать стихотворения более серьезные, наполненные размышлениями.

“Чудная картина” анализ стихотворения Фета Стихотворение “Чудная картина”, написанное в 1842 году, относится к раннему периоду творчества А. Фета. Оно вошло в многомотивный цикл “Снега” (1850 год). Относящееся к Пейзажной лирике стихотворение описывает близкую поэту.

Анализ стихотворения И. А. Бунина “Еще и холоден и сыр…” Стихотворение “Еще и холоден и сыр…” написано Буниным в 1901 году. Оно относится к раннему этапу творчества писателя. В стихотворении мы видим февраль, конец зимы: “Еще и холоден и сыр.

Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова “Смерть поэта” Стихотворение М. Ю. Лермонтова “Смерть поэта” написано в 1837 году. Оно связано со смертью Пушкина. Основная тема стихотворения – конфликт поэта и толпы. В стихотворении Лермонтов обвиняет в смерти Пушкина.

Анализ стихотворения Фета “Шепот, робкое дыханье” В стихотворении Фета “шепот, робкое дыханье” 3 строфы, в каждой из которых по 4 стиха. Темой данного стихотворения является природа. Автор описывает переходное состояние природы от ночи к утру. Описание.

Анализ стихотворения С. Есенина “Стансы” Особенно мне понравилось стихотворение Сергея Есенина “Стансы”. В нем поэт рассуждает о назначении поэта и поэзии. Он пишет: Стишок писнутъ, Пожалуй, всякий может – О девушке, о звездах, о луне….

Анализ стихотворения Маяковского Послушайте! После прочтения стихотворения Маяковского “Послушайте”, становится понятно, что это некий крик души писателя. А начинается оно с просьбы, которая обращена к читателю и другим людям. В своем стихотворении он задает.

“Чародейкою зимою” анализ стихотворения Тютчева Одно из самых ярких произведений пейзажной лирики Ф. Тютчева, стихотворение “Чародейкою зимою” было написано в канун Нового года, 31 декабря 1852 года. Основной темой стихотворения является изображение зимней природы в.

Краткий анализ стихотворения “К Чаадаеву” Тема вольности и борьбы с самодержавием звучит в стихотворении “К Чаадаеву”. Написанное в форме дружеского послания, оно отражает те взгляды и политические настроения, которые объединяли Пушкина с его другом П.

Анализ стихотворения И. А. Бунина “Святогор” В стихотворении Бунина “Святогор” повествуется о смерти славного богатыря Святогора. Безутешный конь, верный друг Святогора, бродит вокруг и пытается разбудить богатыря, не желая мириться с его смертью. В этом стихотворении.

Анализ стихотворения “Памятник” В 1795 году Державин Гаврил Романович написал стихотворение “Памятник”, в котором высказывает свою точку зрения на поэта и поэзия. Свое творчество он уподобляет “чудесному, вечному” памятнику. В русской литературе Державин.

Анализ стихотворения М. А. Дудина “Здесь грязь, и бред, и вши в траншеях”

http://soch.biographiya.com/analiz-stixotvoreniya-m-a-dudina-zdes-gryaz-i-bred-i-vshi-v-transheyax/

Александро-Невская лавра

Раздумье оборвали на морозе

Упругие удары топора.

Старуха крючковатыми руками,

Полусогнувшись, из последних сил

Под самый корень подрубала память

О бывшем человеке. Я спросил.

Я упрекнул. Она в ответ: “Как хочешь.

Я не чужой, а мужнин. Видит бог.

А ты чего впустую лясы точишь?

Ты посильнее. Взял бы да помог”.

И я помог. Я вёз вязанку щепок

До самого Гостиного двора.

Был воздух сух. Мороз ядрён и цепок.

Тревожная полночная пора.

И город тих, присыпанный порошей,

В мерцающей светящейся пыли.

Подскакивая, хлопали в ладоши

На мёртвых перекрёстках патрули.

И я помог. Угрюм и безотказен,

Я шёл за ней за двери, за порог,

Где скудный свет горел мышиным глазом,

И оседал тяжёлый потолок.

“Усни, сынок”. Я примостился с краю

Под полушубок на пустой диван.

“Невеста есть?” – “Невеста? Нет. Не знаю.” –

“Найдём невесту!” И поплыл туман.

И ветер опять заметает.

И пляшет зима и поёт.

Дай руку. На сердце растает,

Растопится варежек лёд.

И что нам? Разлука? Измена?

Сегодня они не для нас.

Я, кажется, слепну, Елена,

В огне немигающих глаз.

Бывают удивительные люди.

Их ничего на свете не принудит

И никакая не согнёт беда.

Такой была и бабушка. Когда

Все подчистую вымерли в квартире

И тёмный ужас поселился в ней,

Она как будто раскрывалась шире

Великой неподкупностью своей.

И для меня она была как чудо.

Я до сих пор не ведаю, откуда

Бралась в ней сила и тепло души.

По-разному бывают хороши

Простые люди. Право, иногда мне

Вся жизнь моя покажется пустой,

И мысль – тупой, и сердце – чёрствым камнем

Пред этой откровенностью простой.

Я свой рассказ неспешно поведу.

Вся жизнь её открыта, на виду,

Поэтому чиста и незаметна.

Она жила одна. Была бездетна.

Привыкнув к положенью своему,

На чёрный день не берегла излишек.

И шила от артели на дому

Приданое для малых ребятишек.

А как пошла военная метель,

Куда-то в тыл уехала артель,

Заказ оставив с грудой полотна.

И бабушка осталася одна.

Я заходил к ней часто ночевать

И подружился не на шутку вскоре.

Проснёшься утром. Чуть светло. Опять

Машинка у окошка тараторит.

Какой она надеждою жила,

Какая в ней уверенность была,

Какая удивительная сила,

Что даже смерть её не подкосила.

Знать, жизнь её не баловала счастьем,

Но всё-таки, довольная собой,

С каким всеподкупающим участьем

Она чужой тревожилась судьбой.

И в этом, может быть, — наверно, в этом –

Её судьба и счастье. Как-то летом

Я к ней зашёл. Усталый. По колена

В густой грязи. С хозяйкой перемена.

Накрыла стол. Прибавила огня.

Всё суетится. Не находит места.

И вдруг решилась: “Знаешь, у меня

Есть для тебя хорошая невеста”.

Ну что с тобой поделаешь, старуха.

Я слушал эти разговоры сухо.

Но всё-таки, с каких не знаю пор,

Мне стал приятен этот разговор.

Я знал, что есть у бабушки соседка,

Красивая солдатская вдова.

Вот так мы повстречались с ней… Нередко

Мы забываем первые слова.

Не знаю, кто же я в твоей судьбе.

Тревогой и усталостью измучен,

Я с тёмных улиц приходил к тебе,

В неизгладимой памяти грохочет

Уже неповторимое вчера.

Заснуть нельзя! – Такие нынче ночи.

Забыть нельзя! – Такие вечера.

Такой туман. Такой прозрачный трепет.

Скороговорка листьев и воды.

Открой глаза! Не бойся! Не ослепит

Рассвет в росе, идущий на сады.

Вот, небосвод прямой иглой проколот!

И плечи расправляя не спеша,

В сиянье света оживает город,

Крылатая и лёгкая душа.

Ему бы парус да попутный ветер,

И, хрусталями тонкими горя,

Он, как корабль, рванулся б на рассвете,

С размаху обрывая якоря.

И только песня на седом просторе.

И только ветер. На таком ветру

Я всё земное позабуду горе

И от последней радости умру.

И нет конца. И далеко развязка.

Суровое величие твоё

Забыть нельзя. Заснуть нельзя! И сказка

В тревожное приходит бытиё.

О, час рассвета! Самый ясный час.

Наверно, он и нам на помощь выслан.

Наверно, он и проясняет нас

И наполняет простотой и смыслом.

Покуда снег не выпадал. Покуда

Костры из листьев на рассвете жгут,

Я жду тебя, как ждут суда, как чуда,

Как смерти и помилованья ждут.

Белые хлопья и чёрные копья оград.

В сумерки канула. В синих огнях отмелькала

Первая встреча. Обратно. Назад. Наугад.

Тихо бреду вдоль пушистых решёток канала.

По горизонту чёрные туманы.

Земля в золе, и в пепле города.

Мы из мальчишек вышли в ветераны

И сами не заметили когда.

Азарт горяч. И голос ветра громок.

Не жизнь – бивак. Но я её люблю.

Тебя нравоученьями, потомок,

Я, упаси господь, не оскорблю.

Ты сам поймёшь. Ты не посмотришь косо

На жизнь мою, на угловатый стих.

Я не картину – черновой набросок

Тебе оставил о делах своих.

Уж слишком необузданным и быстрым

Был наш тяжёлый, раскалённый век.

Размашисто, безжалостно, как выстрел,

Горел и рассыпался человек.

О, как мы жили! Горько и жестоко!

Ты глубже вникни в страсти наших дней.

Тебе, мой друг, наверно, издалёка

Всё будет по-особому видней.

Мы лишь костями выстлали дорогу,

А сами не добрались до вершин.

Но ты клянись торжественно и строго

Всё довершить, что мы не довершим.

Припомни о распластанных солдатах

На переправах, на разбитом льду.

И сделай жизнь, которой в медсанбатах

Они в последнем грезили бреду.

Их подвиг был упрям и необыден.

И молчалив. И не пошёл им впрок.

Так пусть тебе придётся не обиден

Их зависти заслуженный упрёк.

Пусть мир земной во всём многообразье

Ещё и не раскрылся до конца,

Хочу, чтоб нам увидевшийся праздник

Не отходил от твоего крыльца.

Чтоб ты был смел и храбр.

Со всеми прям и ненавидел ложь.

Чтоб ты своим характером на слепок

Моих друзей был чуточку похож.

Чтоб ты прошёл, со всем на свете споря,

Уверенною, твёрдою стопой.

А нам на век по горло хватит горя

И радости нечаянно скупой.

Стареют ясные слова

От комнатного климата.

А я люблю, когда трава

Дождём весенним вымыта.

А я люблю хрустящий наст,

Когда он лыжей взрежется,

Когда всего тебя обдаст

А я люблю, как милых рук,

Когда войдёт тоска разлук

Огнём в стихотворение.

А я люблю, когда пути

Курятся в снежной замяти.

А я люблю один брести

По тёмным тропам памяти.

Он не полезет на рожон.

В бою, как каменный, спокоен.

А на привале напряжён.

Я много потерял девчат, ребят,

Ровесников – и скромных и прекрасных.

Их образы в душе моей горят, —

Не время быть скупым и беспристрастным.

Весь мир спасли и всю его красу, —

Пусть он цветёт и громок и громаден.

Я сорок жизней на себе несу –

Вот почему я так до жизни жаден.

1950-52: Волга-Дон

Ни ястреба. Ни суслика. Жара.

Ни облака. И воздух словно вата.

Песка и глины красная гора,

Которую нагрудил экскаватор.

А пыль такая, что не продохнуть.

Она, как порох, разъедает тело,

Она, как войлок, обложила грудь,

Она свинцом на лёгкие осела.

Здесь дикий мир меняется навек,

И впрямь позабывается усталость,

Когда в мечту поверил человек

И человеком овладела ярость.

Базар

Всё, чем пожаловал июль,

Лежало здесь в порядке.

Картошки горы – куль на куль –

И солонины кадки.

Сыры сочились от жары

И помидорные шары,

Краснели предо мною.

Морковь в узорах бахромы,

И яблоки – как маки.

По килограмму раки.

Рядами вяленый рыбец

В своём жиру, как в масле.

И на полпуда огурец –

Не из крыловской басни.

Капуста – к кочану кочан –

Какого хочешь сорта.

Я на картине не встречал

Что хочешь делай. Чем угодно жалуй.

Хоть плач, хоть пой.

Весь мир сейчас без слёз и жалоб

Он пред тобой, и для тебя назначен:

Он весь промыт, просвечен и прозрачен,

Посмотри, как тихо позолоту

Август рассыпает на полях.

Аисты готовятся к отлёту.

Ласточки сидят на проводах.

Созреванья лёгкая усталость

У самой природы – погляди.

Милая, нам многое досталось,

Многое осталось впереди.

Небо выше и просторы – шире.

Наше поле в скирдах золотых.

Самая большая радость в мире –

Это делать счастье для других.

От всего, что в этом мире скрытно

Против нас готовится в тиши,

Самая надёжная защита –

Ясное спокойствие души.

Янтарь к нам всплыл с морского дна,

Где тоже жизнь цвела.

И в глубине его видна

И я сквозь тысячи годов

За ней готов в полёт:

Узнать – с каких она цветов

Свой собирала мёд.

Я знаю женщину одну;

Она, мелькнув весёлой тенью,

Не то чтобы пошла ко дну,

Скорей – пустилась по теченью.

Ей скоро сорок. Ни детей,

Ни милого тепла, ни друга.

Заметно сердце гложет её

Тоска угрюмого недуга.

Легко сказать: люби, спеши,

Будь каждой встрече благодарна.

Но золотой запас души

Раздарен глупо и бездарно.

И не прикроешься судьбой,

Что солнце юности – закатно.

Волна отхлынула. Прибой.

Зачем прибой идёт обратно?

Я прописного не терплю,

Но вижу – рот её кривится:

И горькое её “люблю”

Опять сегодня говорится.

Путь далёк у нас с тобою,

Веселей, солдат, гляди!

Вьётся знамя полковое,

Солдаты в путь, в путь, в путь!

А для тебя, родная,

Есть почта полевая.

Прощай! Труба зовёт.

Солдаты – в поход!

Каждый воин, парень бравый,

Смотрит соколом в строю.

Породнились мы со славой,

Славу добыли в бою.

Пусть враги запомнят это:

Не грозим, а говорим.

Мы прошли с тобой полсвета,

Если надо – повторим.

А дальше – врозь.

Мне, знаешь, иногда сдаётся,

И я смириться не могу,

Что сердце камнем остаётся

На одиноком берегу.

Сквозь все года издалека мне

Звучит сегодня голос твой.

Невольной памяти прибой.

Я знал любовь. Я пел, и спорил,

И удивлялся каждый раз

В смятенье, в радости и в горе

Живому блеску милых глаз,

Цветам, и птицам, и страницам

Любимых книг, и вам, друзья, —

Всему, к чему душа стремится

И без чего прожить нельзя.

Под стать огню, подобно вспышкам,

Упрямой жаждою влеком,

Я жадно жил, и даже слишком,

Всем пылом сердца, целиком.

И если смерть придёт с победой,

Скажи, мой друг, когда умру:

Он жизнь любил, он радость ведал,

Он на земном бывал пиру.

Нынче осень, как поздняя слава,

Ненадёжна и так хороша!

Светит солнце далёкою плавкой

За холмы уходить не спеша.

В рыжей хвое лесные дороги.

Листья падают, тихо шурша.

И душа забывает тревоги,

И обиды прощает душа.

У опушки сухого болота

Вырастает вторая трава.

Красота! – и стрелять неохота –

Кукушка не грустит о лете

В последней зелени ветвей.

Идут поутру в школу дети.

Нет у меня своих детей.

У каждого свои печали.

По-своему любого жаль.

Есть смерть. Есть гибель. И едва ли

Есть в мире горшая печаль.

И рано ль, поздно ль оборвётся

Моя последняя струна?

Какое сердце отзовётся?

Какое? Пусто. Тишина.

Нет у меня пристрастия к покою.

Судьба моя своей идёт тропой.

Зачем скрывать? Я ничего не скрою.

Душа моя чиста перед тобой.

Мир свеж, как снег, как снег, на солнце ярок,